Поначалу Рим рассматривал зарождающуюся христианскую общину как одну из еврейских сект. Однако еврейские власти сразу же стали её преследовать. Арест апостолов, побивание камнями диакона Этьена вынудило христиан к бегству. Это рассредоточение, связанное с относительной терпимостью римлян, объясняет быстрое распространение новой религии. В Антиохии греки стали называть назареян христианос (по-гречески слово "мессия" звучит как "христос").
Однако вскоре Рим начал борьбу с этими "безбожниками", не почитавшими ни городских, ни общеимперских богов: "Родилась новая нация людей, не имеющих ни Родины, ни традиции, объединившиеся против всех общественных и религиозных устоев (Цельс, "Слово правды"). Своим указом от 202 г. Септимий Север запретил новое обращение людей в христианскую и иудейскую религии, которые римлянами ещё не различались. Пункты обвинения оставались прежними. Деяния христианина пагубны, потому что он не признаёт императора как божество.
Гонения продолжались на протяжении двух с половиной веков, однако массового характера не носили. Преследование при Нероне были ограничены рамками Рима, как следствие поджога города в 64 г. Зато гонения при Диоклетиане ( 303-304 гг.) распространились по всей империи: причиной тому был отказ некоторых воинов-христиан выполнять общеимперские религиозные обряды. С 303 по 304 г. выходят всё более и более строгие указы: они предписывают уничтожение священных книг, мест отправления культа, поражение христиан в правах, смертные приговоры... На Востоке гонения принимают ещё более жестокий характер, ведь там христианами стало уже около половины населения. На самом деле все эти гонения не достигли своей цели, а лишь способствовали утверждению новой религии. Смерть за свою веру давала христианину возможность попасть сразу в рай. Мученик становился святым.
Высшее наказание
Высшее наказание, которому подвергались мученики, заключилась в том, что после смерти их оставляли без погребения. Некогда тела бросали хищным птицам. Потом христиан стали отдавать на съедение диким зверям и на растерзание гладиаторам. Рассказы о гонениях дошли до нас благодаря историкам-нехристианам, таким как Тацид и Плиний Младший, а также свидетельством очевидцев и рассказам о деяниях мучеников. Вот что написал в 177 г. Эвсебий из Кесарии о мучениках из Лиона и, в частности, о юной рабыне Бландине, замученной при Марке Аврелии и прославившейся своим мужеством и стойкостью: "После истязаний плётками, животными и раскалённым железом её бросили в сеть и выставили перед быком... Наконец, ей перерезали горло".
Катакомбы
Первые христиане восприняли традиции древнего культа мёртвых: жертвенное возлияние и поминки, молитвы в некрополях, прежде всего - в больших подземных галереях римских предместий - катакомбах. Согласно христианскому учению, тела умерших покоятся в ожидании воскрешения. Фрески и надписи, украшающие стены катакомб и надгробные памятники, являются поэтому точными иконографическими документами, повествующими о первых христианских общинах. Но сами катакомбы, вопреки преданиям, никогда не были местом отправления культа или прибежищем для гонимых христиан.
Если Вам понравилась статья, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить;)
Возможно Вас заинтересуют и другие статьи:
3. Самые красивые женщины Древнего мира
5. Первобытные охотники, интересные факты