На днях первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке, депутат Госдумы от «Единой России» Геннадий Онищенко предложил вернуть медиков в детские учебные учреждения. Часть фракции также поддерживает данную инициативу. О том, как эта мера поможет России войти в клуб «80 плюс», а также о том, почему деньги должны идти за здоровым человеком, а не за больным, депутат рассказал пресс-секретарю московского отделения партии «Единая Россия» Ольге Паршинцевой.
– Геннадий Григорьевич, недавно Вы выступили с предложением «вернуть полноценных медиков в учебные учреждения России». Почему Вы считаете, что эта мера так важна и нужна именно сейчас?
– Я начну с главного. С той важной задачи, которую поставил перед нами Президент в своих «майских указах» – к 2024-му году средняя продолжительность жизни в нашей стране должна увеличиться до 78 лет, а к 2030-му – до 80 лет (сейчас средняя продолжительность жизни в России составляет около 73 лет - Прим. автора). Это самый социально-ориентированный показатель, на который должна работать не только система здравоохранения, но и все отрасли национальной экономики. Я очень рад, что такая задача поставлена, потому что наконец-то во главе всего стоит Человек и его бесценная жизнь.
– Вы считаете, что о здоровой старости нужно заботиться с раннего детства? Именно поэтому поднимаете вопрос о возрождении медицинской службы в садах и школах?
– Не хочется говорить банальностей, но здоровье в преклонном возрасте сохранить очень трудно, если не начать заботиться о нем с рождения. После того, как был принят закон о том, что мамы могут находиться в декрете до 3-хлетнего возраста ребенка, повсеместно стали сокращать ясли. И всю заботу о здоровье малышей переложили исключительно на родителей. Спустя время стало понятно, что не все мамы могут позволить себе не работать.
Сейчас активно реализуется программа возрождения ясельных групп, где будут находиться дети с двух месяцев до трех лет. Но ясли не могут нормально функционировать, если там не будет постоянно находиться медицинский работник. Это очевидно. Кстати, в советское время основным персоналом в яслях были медики. На группу младенцев 10-12 человек приходилось 3-4 медсестры… Поэтому в течение 2019-го года необходимо провести экспертную работу и вернуть медицинских работников в группы пребывания детей до 3-х лет.
– А для детей других возрастных групп?
– Мы постепенно будем подходить к тому, чтобы медицинский работник постоянно присутствовал в образовательных учреждениях всех возрастных категорий – и в садах, и в школах. Иначе мы упускаем очень многое.
– Что именно?
– Медработник в саду или в школе должен заниматься, в первую очередь, вопросами профилактики, режима дня, питания, дезинфекции. Он должен отвечать за проведение профилактических прививок. В случае карантина медработник обязан строго следить за соблюдением режима групповой изоляции, чтобы дети из группы, где установлен карантин, временно не общались с остальными детьми. При любых инфекционных заболеваниях – особенно в период подъема вирусной активности гриппа и ОРВИ - в детских учреждениях необходимо проводить процедуру «утренних фильтров».
– Я про такое даже не слышала…
– Вот видите. Процедуры «утренних фильтров» проводились и в советское время, и сейчас. Правда, раньше это соблюдалось повсеместно, а сейчас нет. В период активности инфекционных заболеваний всем детям, которых приводят в сад, утром нужно мерить температуру и проводить осмотр, чтобы при малейшем подозрении на заболевание можно было отправить ребенка домой и тем самым уберечь от болезни остальных. Кстати, Ольга, Вы уже сделали прививку от гриппа?
– Нет.
– Ставлю Вам двойку. Каждый сознательный человек должен заботиться о своем здоровье, делая своевременно прививки.
– Но ведь у гриппа так много штаммов, от всего не привьешься.
– Штаммов у вируса гриппа действительно немало – до 200 возбудителей существует. Но пики заболеваемости каждый год вызывает всего три наиболее активных вида. Мы это понимаем, поэтому каждый год готовим новую вакцину от гриппа, которая дает высокую степень защиты.
– Давайте вернемся к врачам в садах и школах. Почему случилось так, что мы сейчас говорим о необходимости их возвращения? Кто-то когда-то принял решение вывести их из детских учебных учреждений. Наверное, у тех решений были какие-то аргументы?
Деньги должны идти не за больным, а за здоровым человеком. Они должны направляться в первую очередь на профилактику. Тогда мы будем тратить в десятки раз меньше средств на лечение тяжело запущенных болезней.
– Это происходило постепенно – когда мы перешли на одноканальную систему финансирования, когда началась оптимизация. Получилось, что деньги должны идти за больным человеком. Но это примитивный подход непрофессионалов. Деньги должны идти не за больным, а за здоровым человеком. Они должны направляться в первую очередь на профилактику. Тогда мы будем тратить в десятки раз меньше средств на лечение тяжело запущенных болезней.
– И напоследок не могу не задать Вам вопрос, который сегодня волнует каждого россиянина. Это вопрос предстоящего повышения пенсионного возраста. Вы поддержали данную инициативу. По Вашему мнению, эта мера будет способствовать здоровому долголетию?
– Я всегда был убежденным сторонником повышения пенсионного возраста. Сегодня из 146 миллионов населения нашей страны 46 миллионов – это люди возраста 55+. Поэтому мы сейчас должны строить экономику долгожительства. Ее еще называют «серебряной экономикой». Не последнюю роль в построении новой системы играют вопросы просвещения – с пожилыми людьми нужно больше общаться, обучать их, рассказывать о новых технологиях и подходах к работе, к жизни, к питанию. В столице уже действует программа «Московское долголетие». В следующем году запускается новая Всероссийская программа «Полноценное питание – активное долголетие», в которую будут вовлечены ученики старших классов. Мы попросим ребят подготовить интересные доклады на тему здорового питания с тем, чтобы они смогли рассказать об этом людям старшего возраста. Это будут выступления в школах, в клубах, на открытых площадках. Уверен, что эта работа принесет хорошие результаты.
– Возвращаясь к предстоящим изменениям в пенсионном законодательстве, многие депутаты из других фракций активно высказывались против…
– А знаете, кто высказывался активнее всего? Те, кому за 65 и за 70 лет! Только они почему-то не носки дома вяжут, а работают в Госдуме. Значит, им это нужно. А почему другим не нужно? Советское время нас сильно избаловало. Мы были социально инфантильными. Сегодняшняя молодежь уже другая. Она понимает, что нужно смолоду следить за своим здоровьем – не пить, не курить, заниматься спортом. Тогда желание работать и жить активной жизнью и в 60, и в 70 лет будет естественным.