БОЛЬШОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА РУССКОЙ МИКРОЛИТРАЖКЕ.
автор Анастасия Шевцова/фото архив героя
За три недели отец и сын из Томска, Александр и Дмитрий Вергейчики, проехали 18 тысяч км, посетили 14 стран и больше сотни городов на автомобиле «Ока». Расспросили младшего Вергейчика, Диму, как это было.
Об идее
Идея такого путешествия по Европе года четыре назад появилась. С друзьями мечтали. Но стали считать — получилось дорого. Решили на своей машине, тоже недешево, много денег уйдет на бензин. Так и вышли на «Оку»: и сэкономить можно, и вообще — удивительно. Но поездка долго откладывалась, я успел уже и отучиться, и в армии отслужить. После дембеля решил: все, еду. Друзья уже все были заняты своими делами, и со мной решил ехать отец. Мама и моя жена сперва не верили, хихикали над нами. Но когда мы купили «Оку», поняли, что все серьезно. Переживали больше, чем мы сами.
Об «Оке»
Решили взять в самой простой комплектации, «стандарт», что называется. Нашли такую в Бийске. В отличном состоянии, на ней ветеран ездил, редко садился за руль. Пробег — всего 27 тысяч км. Взяли за 100 тысяч.
Я сразу отцу сказал: если доедем на ней до Томска (а это 700 км), то и до Европы доедем. Дома мы автомобиль полностью разобрали, проверили тормозную систему, поменяли сцепление. На всякий случай усилили подвеску. Обклеили шумоизоляционной пленкой, и внутри стало тихо, как в иномарке.
Все делали своими руками, обошлось тысяч в десять всего. Запчасти к ней дешевые, но, к сожалению, не очень качественные. Это уже в поездке выяснилось, что срок службы у них маленький. Но нам хватило.
О распорядке
Дорога до Европы по России заняла три дня. Мы свою страну уже почти всю объехали, так что смысла останавливаться по дороге не было. Поэтому эти три дня просто просыпались и гнали по 15-20 часов в сутки.
В Европе все было по-другому. В любой стране могли проехаться по маленьким городам, заехать в столицу, погулять по центральной площади, поужинать в кафе. Могли в день проехать 4 государства. 30 км дороги — час гуляем в городе, еще 50 км — снова гуляем. Расстояния между городами маленькие, самих городов много, картинка за окном меняется, поэтому какой-то нагрузки мы не ощущали.
О ночлеге
Пока ехали по России, один раз переночевали в хостеле. Два других раза останавливались у крупных заправочных комплексов: «Газпром», «Роснефть». К сожалению, таких очень мало, чтобы были и душевые кабины, и парковочные места. Но, по крайней мере, там было безопасно, потому что в России в «Оке» страшно было ночевать.
Как только въехали в Белоруссию, поняли, что вообще такое кемпинги. Там есть все, что нужно: супермаркет, беседки, где можно принять пищу, душ, спортивные площадки и просто парки. И так дальше по всей Европе. Ночевали в машине, бесплатно.
Вначале хотели заселиться в хостел, но цена вопроса — 100 евро с человека. Решили, что так поездка обойдется недешево. Только в Германии на три ночи остановились в хорошем отеле. Я знал, что в это время жена приедет туда в командировку, хотел сделать ей сюрприз.
Вопрос «насколько неудобно спать в «Оке»?» вообще неправильный (смеется). Раскладываются сиденья, нормально спится, как в любой другой машине. Кто ночевал в автомобиле, поймет. Единственная неловкость — в Европе так не принято. Там, если люди спят в машине, значит это специальный автодом. Но пальцем на нас никто не показывал, все относились нормально.
Во Франции, особенно ближе к Марселю, очень много беженцев. Вот там люди ночуют прямо на земле, в спальных мешках. Немного не по себе, не знаешь, чего ожидать от нелегалов. Но обошлось без происшествий.
О еде
Российскую часть дороги мы проехали, питаясь мамиными припасами. На границе остатки пришлось выложить, жесткий контроль, ничего нельзя ввозить. Только несколько пачек «доширака» спрятали и провезли.
Странное питание у нас было, получается. Не скажу, чтобы мы экономили или гуляли на всю катушку. Сегодня ужинаем в одном из самых дорогих ресторанов Варшавы, а завтра обедаем лапшой быстрого приготовления (смеется).
Часто питались в кемпингах. У них есть уже готовые горячие обеды, стоимость — 2-3 евро, столько же стоят горячие напитки — кофе, чай. То есть примерно в 6 евро обходился полноценный прием пищи.
Самая вкусная еда — однозначно в Германии и Польше. В Германии рулька, колбаски. А традиционная польская еда напомнила нашу, российскую.
Самая необычная еда — во Франции, наверное. Лягушки — это же экзотика. Хотя по вкусу — тот же кролик или курица.
В других странах ничего особенного не запомнилось. Но везде с едой все в порядке. И всюду навалом вкусных фруктов. К нам в Сибирь их часто привозят откуда-то напичканными непонятно чем. А в Европе на каждом шагу — свежие, натуральные. Тот же арбуз ели — почувствовали большую разницу.
О языковом барьере
Я не знаю иностранных языков вообще, отец тоже. Но трудностей не было никаких. В любом месте, где бы мы ни были — заправки, кемпинги, рестораны, магазины — находили русских, украинцев, казахов и спокойно общались. Не знаю, хорошо это или плохо, но в Европе обслуживающий персонал — зачастую люди из стран бывшего Союза. При осмотре достопримечательностей спасал аудиогид: включаешь запись и слушаешь русскую речь. В конце концов, язык жестов никто не отменял.
О стереотипах
Всех европейцев пугают наши российские просторы (смеется). Когда объясняли, что расстояние между Францией и Португалией — это тьфу, лишь малая часть того, что мы проехали по России, все поражались.
Есть такое убеждение: мол, все иностранцы думают, что в России жутко холодно, по улицам ходят медведи и все постоянно пьют водку. Так вот, они так не думают. У нас спрашивали, откуда мы. «О, Сибирь, да, мы знаем Сибирь!» И я пытался изобразить, что Сибирь — это как раз та стереотипная Россия, там холодно — бррр — и медведи тоже есть. Но на меня все смотрели с недоумением (смеется). А еще же мы сразу после ЧМ поехали. И многие наши собеседники или сами только что побывали у нас, или от знакомых слышали, что Россия — это такая же страна, как и все остальные.
Единственный стереотип, который подтвердился лично для меня — европейцы очень любят правила. Мы с отцом нарушали иногда (смеется). Ну, банальное что-то, например, проехать немного задним ходом по дороге с односторонним движением, потому что пропустили поворот. Люди просто замирали, смотрели и не верили: как это возможно? Не то, чтобы нас кто-то пытался наказать, нет. Они просто не понимают, как это и зачем — жить не по правилам.
Вообще все европейцы — словно с другой планеты. У них реально абсолютно иная жизнь. Они всегда улыбаются. В России на нас никто не обращал внимания. А стоило пересечь границу — посыпались улыбки, сигналы, пальцы вверх. Мы так прониклись этим… К хорошему быстро привыкаешь. Когда вернулись в Россию, снова увидели хмурые лица. Такой контраст! Это были самые трудные километры — дорога домой. Сейчас уже время прошло, снова привыкли.
О поломках
В Европе никаких проблем у нас не было, кроме одного случая, между Ниццей и Монако. Выбрали в навигаторе короткий путь, а он нас повел через самую высокую гору. Маршрут был очень тяжелый, для «Оки» — практически самоубийство. Двигались со скоростью 10-20 км/ч и с передышками. После одной из таких остановок заглохли. В какой-то момент уже начали думать, что все к лучшему, полетим обратно на самолете, а «Оку» оставим здесь. Но она не сдалась. Окислились клеммы, мы их почистили и спокойно доехали до Монако.
В России ломались дважды. Как только выехали на трассу Томск—Омск, пробили колесо. На российских трассах много мусора и различных препятствий. Для обычного автомобиля, может, и незаметно, но для «Оки» чувствительно. Вот и словили небольшой металлический прутик. Но мы были готовы, сразу заменили колесо и поехали дальше.
Второй раз на обратном пути уже под Москвой отказало сцепление. Кое-как добрались до сервиса на МКАДе, но браться за нашу «Оку» никто не захотел. Мы тогда пол-Москвы обзвонили — все отказывали. Потом один сотрудник сервиса все-таки сжалился. Рассказал, что сам с «Оки» начинал, проникся историей нашей поездки.
До Томска доехали без происшествий. Наша «Ока» стала узнаваемой, все сигналят на дорогах. Мы ее привели в порядок и спрятали. Думаем, лет через 20 станет раритетом. Да и просто хорошим напоминанием о поездке.
О случае в Ницце
На том переезде из Ниццы в Монако, еще до поломки, остановились на смотровой площадке. И тут к нам подъезжает целая организованная колонна суперкаров: два десятка «феррари», десяток «ламборгини» и еще несколько машин, которых я и не видел никогда. Приезжающие сюда миллиардеры объединяются в группы и так путешествуют, у них целая программа с аниматорами. Правда, вся поездка ограничивается Ниццей и Монако (смеется). И, знаете, мы со своей экзотичной «Окой» были там уместны. Мне было интересно рассмотреть поближе их дорогие автомобили, а они окружили «Оку», улыбались, фотографировали. Эти богачи оценили наше путешествие на микролитражке. Сказали нам: «Россия — это сила, а русские — сильные ребята».
О Европе
Европа меня поразила вся. Очень хорошее впечатление, на удивление, оставила Белоруссия. Я ощутил колоссальную разницу между нашими странами: Белоруссия живет по европейским стандартам. Но при этом такая… родная. Белорусы поразили: очень добрые, отзывчивые люди. Там нет какого-то мощного развития, инновационных тем — просто достойная жизнь для обычных людей.
Было ощущение, что Европа — одна большая страна. Нет каких-то четких границ. Если бы не таблички, указывающие что через километр мы въедем на территорию другого государства, то мы бы даже не замечали, что что-то меняется. Даже внутри России заметнее разница: Кавказ — это Кавказ, Сибирь — это Сибирь. А в Европе люди одинаковые, различаются только языки. Ну, и они много путешествуют, проникаются культурой, духом соседних стран.
Считается, что итальянцы активные и шумные, а немцы более спокойные. Но все зависит от ситуации. Мы были в заведениях, где немцы очень громко веселились. И наоборот, иногда встречали тихих, интеллигентных испанцев или итальянцев.
В Италии одни из самых красивых пейзажей. В Швейцарии все доведено до идеала. Португалия, наверное, немного не дотягивает до уровня жизни соседей, но видно, что они стараются, работают над этим. Удивил Брюссель. Не ожидал, что проблема нелегалов и там настолько серьезна. Их очень много, и уж очень пугающе они выглядят. Та же проблема в Марселе, да и вообще во всей Франции.
О том, что европейского стоило бы прихватить в Россию
Вообще всё. Россия — самая богатая страна в мире. Богатая всем: добрыми живыми, настоящими людьми, землей, природными ресурсами. Европейские страны в этом смысле бедны, нет никаких ресурсов. При этом в Европе люди в массе своей живут хорошо, а в России…
Россия ведь и так все время пытается скопировать Европу? Но когда россияне копируют, они всегда еще пытаются добавить что-то от себя, и вот это, наверное, все и портит. Копировать русским надо один в один.
О том, как подготовиться к такой поездке
Вот наша с отцом философия: ко всем вещам — серьезным, глобальным, пугающим — нужно относиться просто. Скажу сразу: если кто-то из читателей решится на такое же путешествие, стоит выбросить из головы вообще всё. Каждая мысль (что-то взять, подготовить, сделать) будет отдалять вас от поездки. И в конечном итоге, продумав массу нюансов, вы решите, что все это слишком страшно, сложно и дорого. На самом деле нет.
«Ока»— такой автомобиль, в который просто-напросто бы ничего не поместилось. Это, наверное, вообще самый страшный автомобиль для путешествий, который только можно себе представить. У нас было 2 сумки с вещами и небольшой запас запчастей, больше ничего не влезло. Если у вас любой другой автомобиль, вы заведомо в лучших условиях.
Что вам понадобится обязательно: загранпаспорт, открытая виза и гринкарта. Мы делали испанскую визу, самая дружелюбная в этом плане страна. При подаче, правда, указали, что будем лететь на самолете, жить в отеле. Нам дали визу на год.
Гринкарта — это европейская автостраховка. Ну, тут совсем все просто. Делаете ее на границе, стоит около 3 тысяч рублей (зависит от автомобиля).
Мы взяли с собой две банковских карты. На всякий случай, если одну потеряем. Налички немного — примерно 500 евро. Редко расплачивались наличными. Трудности у нас были только в Польше. Это единственная страна, которая до сих пор держит свою валюту. Там в некоторых заведениях не принимают ни карты, ни евро.
В общей сложности мы потратили около 120 тысяч рублей. (Столько в среднем стоит недельная поездка на двоих в любую европейскую страну из Томска.) Тысяч 10 ушло на бензин в поездке по России, а в Европе на топливо потратили около 40 тысяч рублей. Бензин там везде дорогой, в среднем 1,7 евро за литр. Самый дорогой в Италии, 2 евро. У дальнобойщиков даже прописано в инструкции: «В Италии не заправляться».
О Томске
Не знаю, по каким критериям оценивается родство с городом, но я Томск не считаю родным. Не знаю, какой город можно считать родным. Привязанность к Томску есть, конечно. Я же тут всю сознательную жизнь провел. А родился на Украине, в городе Староконстантинов. Это Хмельницкая область, 250 км от Киева.
В Томск стоит ехать в одном случае — если вы хотите получить хорошее образование. Уж очень много здесь университетов. Но не сказал бы, что здесь есть что посмотреть, попробовать что-то, чего нет в других городах. Небольшой провинциальный город. Почти что географический центр России. Комфортно, но не более. Но вы не подумайте. Я люблю Томск.