В России существует некий культ почитания Германии. Сомневаетесь? "Немецкое качество", "немецкий педантизм", "немецкая точность", "немецкая наука", "немецкая медицина", "немецкая философия" - эти устойчивые словосочетания отличный пример такого поклонения. И речь не только о легендарной немецкой продукции, речь о качествах, которые в России принято приписывать немцам. Но почему Германия заслужила такое к себе отношение, если к концу 19 века, страна даже не входила в тройку мировых стран-лидеров?
Drang nach Osten вместо пролога
Исторически сложилось так, что политические элиты земель, что нынче называются Германией, проводили экспансию на восток. Пресловутый "Drang nach Osten" - не изобретение пропаганды последних десятилетий, а некая тенденция, обозначившаяся ещё с 8-9 веков. Одними из первых под "натиск" попали славянские племена сорбов, ободритов и полабов, уступивших германским племенам и герцогам территории Восточной Германии. В 13 веке тевтонские рыцари искоренили балтское племя пруссов, создав Ливонию.
Однако, времена шли и подходы к установлению собственного влияния менялись, становясь более изощрёнными. С 16 века на территорию Московии начинает проникать всё больше и больше немецких специалистов, а вслед за ними и купцов. В 17 веке будущий царь, Пётр Алексеевич, оказывается воспитан в немецкой слободе и после его воцарения Россия открывается для немецкого влияния. В Российскую империю ехали все, от учёных до инженеров, благодаря чему в русском языке значительная часть научно-прикладной терминологии имеет немецкие корни. Следом шли промышленники, авантюристы и люди вхожие во власть. Так, уже при Анне, дочери Петра, курляндский немец Бирон фактически встал у руля государственного управления. А начиная с Петра III, внука Петра Алексеевича, правящая династия Романовых сохранила одно лишь русское имя, в остальном являясь немецким родом Гольштейн-Готторпов. Города, основанные в течение 18 века назывались на немецкий манер: Екатеринбург, Оренбург, Петербург, Шлиссельбург, Ямбург, Кронштадт.
Непобедимый "Сименс"
В 19 веке значительная часть передовых производств в Петербурге и Москве была основана немецким капиталом. И среди них была фирма Siemens, присутствующая на российском рынке с 1851 года, а с 1853, имеющая постоянное представительство при правительстве. Вплоть до 1890-х "Сименс" помогала императорской администрации выстроить сеть телеграфных коммуникаций по всей империи, для улучшения системы управления. В дальнейшем "Сименс" помогла электрифицировать страну, вплоть до революции. После революции компания сменила название на "Консультативное бюро" и помогала воплощать ленинский проект ГОЭЛРО и первую сталинскую Пятилетку. В годы второй Мировой войны немецкая компания помогала создавать в СССР инфраструктуру. После падения Германии специалисты компании трудились на ниве создания двигателей для флота. В 1991 году компания вернула себе название - "Сименс".
Удивителен тот факт, что ни революция, ни две войны с Германией, ни что-либо ещё не стало причиной для прекращения деятельности компании "Сименс" на территории России. В то же время, Siemens попал под американские санкции в связи с международной политической ситуацией последних лет. Очевидно, что связь между Россией и компанией, длящаяся порядка 165 лет, намекает на достаточно тесные отношения между страной и немецким капиталом. Подобные отношения можно наблюдать между Пакистаном, Индией, Гонконгом и Великобританией, бывшей некогда их метрополией. На сегодняшний день жители этих мест в большинстве своём имеют довольно положительное мнение о британцах, почти как и большинство россиян о немцах. Так же как и в случае с немцами, британцам приписывается масса положительных свойств и качеств. Аналогичная ситуация наблюдается и в ряде стран, некогда бывших французскими колониями.
Три немецких императора
Тридцатилетняя война и начавшийся крах Габсбургов подорвали позиции немецких земель и княжеств, так что в течение 18 века Германия сползла в число отстающих европейских государств, вместе с переживавшими упадок Испанией, Италией и Польшей. В новом мире, где первостепенным условием для процветания стало наличие колоний, немцы, неспособные вести эффективных завоевательных войн и не обладавшие флотом, пытались отчаянно найти выход из положения. И они его нашли.
По существу, было совершенно неважно, где находятся колониальные владения - за морем, как у Британской империи или же по соседству на суше как у Российской империи. Не столь существенным даже являлось военное присутствие в этих колониальных владениях. Единственное, что имело значение - это доступ капитала и привилегированное положение, которое экспаты занимают в политическом руководстве подконтрольных территорий. И нечто подобное немцы вполне могли осуществить со своими восточными соседями.
Достаточно успешным оказалось проникновение немцев в российские правящие элиты, следствием чего стало воцарение царей-немцев на русском престоле. Царь Пётр III, выросший в Голштнии, например отдал все завоёванные у Пруссии земли обратно безо всякого прошения компенсаций. Его преемница и жена Екатерина Великая, урождённая княгиня Ангальт-Цербстская, разделила с Пруссией и Австро-Венгрией Польшу. Александр I очень почитался в Пруссии после победы над Наполеоном. А с 1873 года существовал так называемый Союз Трёх Императоров - союз между русским, прусским и австрийским императорами. Все они приходились друг другу дальней роднёй и их предки были выходцами из древнейших дворянских родов Германии.
Располагая "своим человеком" на русском троне, немецкий капитал получил неоспоримые преимущества в России. В России велась самая настоящая пропаганда германизма, что оставило глубокий след в памяти нации и по сей день.
Планы Гитлера
Дружба между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией была достаточно крепка, если бы не столкновение интересов российского капитала с интересами австро-прусского. Однако, несмотря на обострение, отношений, уже имевшие бизнес в России немецкие фирмы и предприниматели не были выдворены из страны и продолжали работать даже в годы Первой Мировой.
Глядя со стороны создаётся впечатление, что Романовы-Гольштейн-Готторпы всё же так и оставались в глубине души немцами и более всего желали, как в своё время выразился Александр I, жить где-нибудь в тихом местечке на Рейне. Соответственно, они не стремились всеми силами отстаивать интересы русского капитала, как это делал, причём весьма эффективно, Пётр Великий. Напротив, привлекая инвестиции, они делали уступки иностранному капиталу.
За более чем столетнее правление в России Гольштейн-Готторпов, российские земли начали восприниматься немцами как некое наследство. Поэтому неудивительны (хоть и возмутительны!) заявления Гитлера, согласно которым, СССР должен быть завоёван, а все земли нарезаны на плантации и розданы немцам, вместе с обращёнными в крестьян жителями.
Таким образом, восприятие немцев, как людей превосходящий другие нации в определённых качествах - есть ни что иное, как память о попытках германского капитала превратить Россию в собственную колонию, что было необходимо Германии на фоне возникновения колониальных империй Великобритании и Франции.
Ну а в следующий раз я порассуждаю о том, почему Германия всё же проиграла колониальную гонку, имея в качестве подспорья не дикие прерии и саванну, а экономически развитые регионы Европы, так что, ставьте лайки и подписывайтесь!