Мы не будем говорить об убегающем от горящего вертолёта главном герое. И о замедленном действии, которое подчёркивает эпичность происходящего. Оставим эти клише режиссёрам. Речь пойдёт о клише сценаристов — тех приёмах или ошибках, которые допускают и начинающие, и мастера драматургии. Рассказывает сценарист Екатерина Гейзерих.
Проблема: главный герой просыпается. Звенит будильник. Солнце светит в окна
Как выявить: первые несколько страниц сценария у вас уходит на описание действия без конфликта и какого-либо влияния извне. Мы проживаем вместе с персонажем утро среднестатистического россиянина — чистим зубы, завязываем шнурки, наливаем кофе в чашку, хлопаем входной дверью. Вы видели эти кадры столько раз, что даже слышите звук. К слову, проблема относится и к бесконечным перемещениям персонажа из точки А в точку Б и любым другим обыденным действиям, которые очевидны для смотрящего. Если вам нужно, чтобы ГГ взял кредит в банке — покажите его счастливым и с деньгами. Мы не хотим знать все детали его кредитной истории.
Решение: безжалостно удаляйте из сценария действие и диалоги до тех пор, пока удалять будет нечего. Длинные кадры в кино как художественный приём добавит режиссёр.
Проблема: всё, что можно сказать о главном герое — где-то вы его уже видели
Как выявить: в сценарии есть персонаж, который является эталонным клише. И он там просто должен быть. Зачем? Если не знаете вы — не поймёт и зритель. Порой даже в финальном драфте сценарист, увлечённый образом супергероя, забывает про «дугу» или «арку». Арка персонажа — необратимые изменения, которые возникают в процессе решения конфликта. Как изменился Фродо из «Властелина Колец»? Нео из «Матрицы»? Как изменится ИВАН (23 года, накачанный спортсмен, козерог по гороскопу) или МАРИЯ (17 лет, хорошенькая студентка, глупо хихикает), если их основная цель — быть некой квинтэссенцией внешнего превосходства? В эту же копилку можно сложить избранного, который был простым охранником, но внезапно стал исполнителем древнего пророчества. Или начинающего сценариста, сценарии которого не хочет снимать вредный продюсер. Если вы создаёте картонного персонажа, смысл существования которого сводится к тому, что он прекрасно вписывается в избитый типаж — персонаж не интересен зрителю.
Решение: играйте противоречиями. Глупой красотке добавьте мечту поступить в самый престижный вуз страны («Блондинка в законе»). Кстати, эта идея — тоже клише. Примеры хороши тем, что от них нужно отталкиваться, но не использовать.
Проблема: они влюбляются просто потому что она — женщина, а он — мужчина
Как выявить: и жили они долго и счастливо до конца титров… Стоп. Вы успели действиями персонажей объяснить, почему именно Вася любит Лену, а Лена, может, даже вовсе и не любит Васю? По какой причине главный герой влюбляется в героиню? Даже в сказках есть конкретный аргумент: в пользу Золушки — трудолюбие и внутреннее достоинство, а принца — что он ждал именно её и он единственный персонаж, которому она была нужна (даже не скучающему отцу-часовщику). Пусть это будет необычная причина, но она будет. Тревожные мимозы и тонкое понимание эмоций гения («Мастер и Маргарита»). Навязчивость попутчицы в поезде и синие волосы («Вечное сияние чистого разума»). Грязная обувь и общая к ней неприязнь («Москва слезам не верит»). Вспомните самые знаменитые кинознакомства — что в них было особенного?
Решение: попробуйте представить, что вас интересует в людях. Какой поступок главного героя способен вызвать ваш интерес? Какое действие может подчеркнуть характер? Мы живём в нескончаемом потоке переживаний, и они слишком занимают нашу голову, чтобы просто так обратить на кого-то внимание.
Проблема: когда всё очень плохо — это искусство
Как выявить: похвально желание быть серьёзным и затрагивать темы сверхчеловеческие, глубинные, иначе говоря, — социальные. Но сценаристы иногда просто не могут остановиться, и после отсмотренной первой минуты уже хватаешься за валокордин и впадаешь в депрессию. Масштабные события необходимо показывать через малые детали. Например, смену политического режима и крах прежних ценностей можно показать через сжигание учебников («Воровка книг»). А социальную несправедливость — через девочку, что смотрит в окно на рождественский праздник («Девочка со спичками»). Но убирайте из сценариев сцены насилия, кровавые бойни, особенно излюбленные начинающими сценаристами эротические сцены с разного рода извращениями. Ваша аудитория не так поверхностна — она знает, что такое боль или гнев. Не соревнуйтесь с самой фантазией в создании драматических моментов — человек додумает детали, которые вы не показали в кадре.
Решение: вспомните, когда на экране появляются страшные чудовища — нам уже не страшно. Мы боимся скрипа двери и мелькнувшей тени. Как показать ту проблему, которую вы хотите осветить, с помощью тени?
Проблема: герой в 2018 до последнего не верит в существование вампиров и кофе без кофеина
Как выявить: если вы пишете о Средневековье, и это не «Монти Пайтон и Священный грааль», то проверьте, обладают ли ваши герои магическим мышлением. Вряд ли они будут способны на глубокий психологизм, если речь идет о крестьянах. Если главный герой — менеджер среднего звена в компании по оптовой закупке помидоров, то вряд ли он будет выражаться языком Ломоносова или Державина. В конце концов, в 21 веке люди умеют пользоваться поисковиками и уж наверняка смогут выявить нечистую силу в доме. Не создавайте персонажа глупее вас. Если вы знаете, как выглядит зомби, значит, и простой парень Стёпа будет молотить по ним лопатой.
Решение: даже если вы пишете про готов и вам противен романтизм и апатия, постарайтесь встать на их сторону и не заставляйте тёмного лорда Владислава читать рэп. И да, ваш персонаж знает, что такое iPhone — может позвонить с кладбища и даже посветить фонариком в тёмный склеп. Примерьте на себя шкуру героя, чтобы не допускать ошибок.
Проблема: надо спасти мир, или проблема общепринятой морали
Как выявить: если в вашем фильме всё будет происходить без причин, зритель останется в лёгком или тяжёлом недоумении. Общеизвестная мораль без объяснения, почему она важна главному герою, не станет мотивом. Моральные поступки в кино — самые клишированные. Спасение мира, девушки или даже котёнка с дерева должно быть обусловлено внутренней, эгоистичной причиной, иначе вы создадите слишком чёрно-белый мир. То же самое относится к поступкам аморальным. Злодейский злодей зла, который злой, потому что злой, отправит ваш сценарий в мусорный бак. Или в спам.
В эту же копилку относится сценарий, в котором главному герою все помогают или наоборот — мешают. Добрые или злые участковые, вредная или наоборот радушная продавщица, отеческий начальник или начальник-самодур… Они поступают просто из принципа, по неизвестной им логике. А логика (мотив) обязательно должна быть. Хорошим признаком завершенного сценария будет ваша готовность рассказать даже про судьбу уборщицы, мелькнувшей в кадре на 2 секунды.
Решение: садитесь с листком и задавайте себе вопросы. Так вы поймёте мотивацию главных и второстепенных героев, а также сможете придумать им новую — более свежую. Знаете ли вы, сколько кровавых убийств происходит из-за вчерашнего салата в «Пятёрочке»?
Разумеется, перечислить все клише невозможно. Потому что готовых решений миллионы, а гениальные идеи единичны. Использовать клише не так плохо. Иногда это может стать отличным художественным приёмом («Очень страшное кино», «Большой Лебовски»). Если вы уверены в себе, позвольте себе всё — остальное поправят редакторы.