Православный, да и не только, мир бурлит. Московский патриархат разорвал отношения с Константинопольским, после того, как последний решил признать автокефалию Украинской православной церкви. Во время ссоры конфликта всплыли дела давно минувших дней: вселенский патриарх Варфоломей объявил незаконной "аннексию" Киевской митрополии Русской церковью в далеком XVII веке.
Самое время вспомнить, "откуда есть пошло" само разделение на русскую и украинскую церкви, и, кстати, как сама Русская церковь получила некогда свою самостоятельность. Ведь, как мы помним, когда-то православие пришло на Русь именно из Константинополя?
КИЕВ: НАЧАЛО
Итак, в 988 году князь Владимир объявил о принятии христианства; на Русь прибыли греческие священники. В княжеской столице Киеве учредили первую митрополию, подчиненную, естественно, Константинополю. С тех пор на протяжение нескольких веков митрополиты для Руси назначались на берегах Босфора - на киевскую кафедру часто присылали болгар, греков и даже сирийцев (возможно, именно из Сирии был первый митрополит Киевский Михаил).
Впрочем, не всегда, тем более, что конфликты с Константинополем у русских властей и иерархов начались уже вскоре после крещения Руси. Шестого митрополита, Илариона по прозванию Русин, в 1051 году самовольно избрал собор русских епископов из числа местных архиереев - как раз тогда у Ярослава случились трения с патриархом.
После смерти князя Иларион был, скорее всего, снят с кафедры, оставив, однако, нам на память один из древнейших памятников русской литературы, "Слово о законе и благодати". Позже он был причислен к лику святых.
В 1147 году, точно также без санкции византийского священноначалия, княживший в Киеве Изяслав Мстиславич поставил митрополитом знаменитого подвижника, интеллектуала и первого русского богослова Климента Смолятича. Своеволие Изяслава, однако, вызвало большой раскол среди русских епископов. В Константинополе был назначен "легитимный" митрополит, который отлучил князя от церкви; ставший киевским князем после Изяслава Юрий Долгорукий изгнал Климента с кафедры...
Хотя уже после смерти Ярослава единое Русское государство де-факто перестало существовать, Киев оставался центром общерусской митрополии до конца XIII века, когда город оказался в разорении и запустении после набегов монголов.
ПЕРЕЕЗД НА ВОСТОК
В 1299 году митрополит Максим покинул разрушенный Киев, перенеся свое "седалище", то есть кафедру, на восток - сперва в Брянск, а потом во Владимир (митрополия, однако, по прежнему осталась Киевской).
А в 1325 году митрополит Петр, кстати, тоже русский по происхождению, перебрался из Владимира к князю Ивану Калите в Москву. Это решение оказалось важнейшим для будущей политической истории России: ведь на чьих землях сидит митрополит, тот среди князей и главный.
А что же Киев? Растерявшая былой блеск и обезлюдевшая бывшая столица Руси вместе с большей частью западнорусских земель время в состав Великого княжества Литовского, которое в деле "собирания Руси" стало грозным конкурентом Москвы. И понятно, что литовским князьям митрополия с центром в Москве была не по нраву!
УНИЯ, РАСКОЛ И МОСКОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Переломный для всей истории русской церкви момент наступил в 1439 году. Константинополь (неслыханное дело!) согласился признать на соборе во Флоренции церковную унию с латинянами. Византийских иерархов можно было понять: на пороге стояли турки, и на помощь католической Европы была последняя надежда...
В 1441 году в Москву прибыл подписавший унию от имени русской митрополии поставленный Константинополем митрополит Исидор. Но после первой же литургии, в которой Исидор помянул папу Евгения IV иерарха-"отступника" арестовали. Священство восточной Руси принимать унию отказалось категорически; собор епископов осудил Исидора как еретика.
Ситуация оказалась сложной: митрополита отвергли, нового просить неоткуда, потому что Константинопольский патриарх отныне униат и идеологически чужд.
Семь лет Московская Русь жила без митрополита вовсе, а в 1448 году князь Василий Темный собрал собор, на котором русские епископы сами выбрали из своих рядов главу, рязанского епископа Иону.
Так русская церковь стала самостоятельной де-факто. В 1461 году преемник Ионы Феодосий был впервые провозглашен митрополитом Московским и всея Руси.
В Киеве же и других землях Литовской Руси спасшийся из Москвы сторонник унии Исидор продолжал считаться митрополитом до 1458 года. В том же году патриарх уже покоренного турками Константинополя официально учредил новую митрополию - Киевскую, Галицкую и всея Руси.
Часть ее иерархов в 1596 году подпишут Брестскую унию о подчинении Риму; правда уже в 1620 году после яростного сопротивления духовенства и мирян православная Киевская митрополия все же будет восстановлена. В 1686 году она перейдет под власть Москвы, получившей контроль над Левобережной Украиной. Константинополь это официально признает; именно это признание и было недавно отозвано.
УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА
Официально независимой русская церковь стала только через полтора столетия после Флорентийской Унии.
За эти сто лет мир сильно изменился. Византии больше не было на карте, от унии в Римом, который ромеям не помог, греческая церковь почти сразу отказалась, а значит, в прошлом остались и канонические разногласия с церковью русской.
Русское царство тем временем стало главной страной православной ойкумены. И теперь не епископы из Москвы ехали за проставлением в Константинополь, а сами главы первых по чести, но обнищавших православных церквей потянулись в Москву, чтобы просить милостыню.
В 1586 году в Москву за финансовой помощью приезжает антиохийский патриарх Иоаким, а в 1590 году с той же целью - сам константинопольский предстоятель Иеремия II. Это был первый приезд греческого патриарха на Русь с самого момента ее крещения!
Царь Борис Годунов и русское духовенство приняли Иеремию с пышностью, однако реальный расклад сил был очевиден обеим сторонам. Москва к этому времени времени довольно сильно тяготилась зависимостью, пусть и к тому времени номинальной, от Константинополя, а больше всего автокефалия Русской церкви было нужна самому царю Борису - первый не-Рюрикович на престоле, он отчаянно нуждался в повышении собственного престижа. А учреждение русского патриаршества - что, как не ценнейший имиджевый шаг!
И у Иеремии просто не было шансов не признать новую патриархию. То же сделают и другие поместные церкви.
ИОВ: ТРУДНАЯ СУДЬБА ПЕРВОГО ПРЕДСТОЯТЕЛЯ
Иеремия II сам присутствовал при поставлении первого русского патриарха. На эту должность был избран Иов, архиепископ Ростовский, выходец из старицких посадских людей.
Человек это, судя по всему, был незаурядный. Да и как можно было по-другому - нужно было выстраивать новую церковную структуру и, вдобавок, вести миссионерскую деятельность на новых территориях - в Поволжье и Сибири...
Но вскоре Борис Годунов умер, в стране началось Смутное Время. Иов отказался признавать царем Лжедмитрия и, мало того, предал "расстригу и самозванца" и его сподвижников анафеме. Иова схватили прямо посреди службы, сорвали патриаршее облачение и как простого монаха увезли в ссылку в его родную Старицу, в Успенский монастырь.
Лжедмитрий поставил ему на смену своего сторонника, киприота Игнатия, но легитимность этого вызывала большие сомнения у духовенства: ведь Иов даже не был формально низложен. После низвержения Лжедмитрия Иова реабилитировали, однако здоровье предстоятеля было подорвано. Он практически ослеп и отказался возвращаться в Москву на патриарший престол. В 1607 году Иов скончался и был похоронен в Успенском монастыре.
И, хотя пятьдесят лет спустя его мощи были торжественно перенесены в Москву, место первоначального захоронения первого патриарха в Успенском соборе сохраняется почти неизменным по сей день.
Что же, лишний повод посетить Старицу - один из самых живописных и насыщенных древностями городов Тверской области, да и Верхней Волги в целом.
Товарищ! Поддержи авторов, подпишись на Невыездные!