От улыбки станет всем светлей, главное — выбрать правильную пасту. Компания SPLAT уже около 20 лет работает над уникальными формулами, но есть ещё одна особенность. Каждый месяц основатель и генеральный директор Евгений Дёмин пишет для покупателей новое письмо, которое вкладывают в упаковку, и лично отвечает на отклики.
Зачем гендиректору общаться с покупателями по телефону? Почему успех зависит от команды? И как из маленькой мечты вырастить компанию мирового уровня? Разобрались с Евгением на «Особой среде»*.
Миссия выполнима
История компании SPLAT начинается c 1998 года, когда основатель Евгений Дёмин познакомился с учёными биофака МГУ. Новые знакомства сыграли решающую роль.
«Мы были молодыми, ничего не боялись, не знали правил, по которым нужно действовать. Это был 1998-ый — кризисный год, когда импортные продукты сильно подорожали. Российские продукты были отличные, но не такие симпатичные и современные, как хотелось бы. И тогда у нас появилась амбиция. Создать продукт, которым будут пользоваться все. Нашу миссию мы сформулировали так: создать лучшую в мире зубную пасту», — вспоминает Евгений.
Чтобы сформулировать миссию, нужно ответить на два вопроса, рекомендует Евгений:
— Зачем мы людям? Нужно создать что-то, что раньше не существовало.
— По каким правилам работаем? Среди ценностей компании SPLAT — верить в любовь. Казалось бы, какое отношение такая ценность имеет к зарабатыванию денег и достижению внушительной доли на рынке? Важно быть теми, кто мы есть — честными, открытыми, настоящими.
При начале любого проекта, нужно задавать вопросы: какова цель? А соответствует ли это нашей миссии? Находимся ли мы внутри наших ценностей? И если не находимся, то скоро настоящие, живые, «вкусные» правила превращаются в обычные плакаты, которые никто не замечает.
Дай пять!
Когда есть понимание, что мы хотим делать, нужно разобраться, а что мы можем делать настолько хорошо, чтобы отличаться от других? И здесь Евгений выделяет пять компетенций — чем подход SPLAT и их результат отличается от того, что есть на рынке.
1. Разработка инновационных продуктов
Через продукт потребитель впервые соприкасается с компанией. Это не просто продукт, а проводник смыслов. Важно предложить товар мирового уровня и иметь необходимые подтверждения — результаты исследований, награды. Нужна уверенность всем команды, что на самом деле создаётся классный продукт.
И это не просто: «А теперь банановый!». Таких «банановых» продуктов полон мир. А посредственность никому не нужна.
2. Особая коммуникация с потребителем
Продукт — это точка входа. Нужно быть развёрнутым к потребителю. В SPLAT каждый покупатель может написать гендиректору на электронную почту или даже прийти пообщаться в офис. А можно просто позвонить.
«Даже если мы никогда не встречались и если я на месте и могу разговаривать — нас соединят и мы с удовольствием поговорим, — объясняет Евгений. — А каждую неделю я собираю файл со всеми письмами от покупателей. Добавляю книгу недели (Вызов Евгения на 2018 год — читать по одной книги в неделю и потом рекомендовать их сотрудникам — прим. ред.) и рассылаю это всем сотрудникам. И приходя утром в понедельник, мы все вспоминаем, зачем здесь находимся и для кого работаем. Мы не просто выполняем функцию, а делаем что-то полезное, что потребитель обязательно почувствует».
У каждого продукта, у каждого проекта (а их в компании сейчас 64) есть свой автор. Это нужно для того, чтобы продукту добавить свой характер. Вот за каждой книгой, которую интересно читать, стоит конкретный человек. И ты когда читаешь, понимаешь что у Джоан Роалинг целый мир в голове, раз она придумала такую историю про мальчика в очках. А есть книги, которые после пятой страницы уже не будешь читать.
3. Эффективное социально-ответственное производство
Завод компании расположен в небольшом городке в Нижегородской области. На предприятии работают 450 человек — больше 50 в службе качества. Даже если что-то пошло не так, на заводе это же сразу отловят.
В городе развивается целое сообщество. Сначала со стороны команды было недоверие, но теперь сотрудники чувствуют себя комфортно, о чем говорят результаты. Количество дефектов стремится к нулю, а число инициатив только растёт. На предприятии организованы кружки, где сотрудники вырабатывают по 400-500 инициатив каждый квартал. Из них реализуются больше половины — 55%. Кроме того, развивается и инфраструктура городка, о чем компания договорилась с местным правительством. Построить детский сад, дом культуры и другие необходимые объекты возможно за счёт налоговых отчислений.
4. Эффективная международная дистрибуция
Сегодня продукция SPLAT продается в 68 странах. Россия — основной рынок. Но для компании важно быть частью глобального мира. С одной стороны, команда представляет страну на мировой арене, с другой — привлекает оттуда технологии и практики.
Любая продукция SPLAT тестируется в 90 странах. Работа идет со всеми видами сертификаций, с разными надзорами. Такая деятельность позволяет создавать продукцию мирового уровня, понимать требования и возможности других стран.
У компании два офиса в России и девять за пределами страны. Разные культуры в команде — разные вызовы. Когда за одним столом представители разных стран — Турции, Китая, России, ты понимаешь: у людей разная динамика, разные принципы работы. Это все расширяет понимание взглядов и обогащает опытом.
5. Формирование команды особого типа
Успех зависит от команды. И важно, чтобы не просто человек подходил для компании, но и компания для человека.
На что обращать внимание при выборе сотрудника?
— Интеллект. Человеку и команде должно быть интересно.
— Способность к развитию. Мир меняется очень быстро, и нужно стремиться двигаться быстрее. Для многих людей быстрое развитие — это стресс. Но если есть к склонность и желание — это челелндж и для всей команды.
— Близкие ценности. Ценности у человека не меняются. Какой большой не была компания — нужно, чтобы одни ребята подбирали других по схожим ценностям. Потом это станет преимуществом, которое позволит команде защищаться.
— Скорость взаимодействия. Командная работа — на сумасшедших скоростях, с разными людьми. Встречаются люди на проекте, и для них важны две вещи: личная компетентность и готовность работать в команде.
Ценность важнее, чем цена
Превышение ожиданий — один из важнейших факторов. Каждый день надо думать над тем, чтобы ценность была выше цены.
SPLAT вовлекает покупателей в разработку продуктов. Интересные, технологически мощные и «небанановые» идеи будут реализованы.
И ещё важно помнить о производительности труда. У каждого в работе есть огромный запас по эффективности. На протяжении девяти лет Евгений старается повышать производительность команды на 20% каждый год. При педантичной работе большие ресурсы находятся внутри.
Личная стратегия и работа над собой
У большинства компаний есть стратегия, а у каждого из нас есть личная стратегия? Нужно уметь ставить личные цели. Понимать, что тебя по-настоящему драйвит, что действительно хочется сделать, а не чего ждут окружающие. После цели думаем о мотивации. Она может быть разной — деньги, статус, семья… Неважно, что это. Но важно при личностном росте находиться в балансе с мотивацией, которая вас ведёт.
О чем нужно помнить?
— На пути могут встречаться барьеры. Есть один хитрый способ по их преодолению. Найти человека, которому доверяешь. Лучше, если он сильно старше. Попросить у наставника совет, как лучше достигнуть цели — опыта и знаний у него больше, он наверняка поможет.
— Себя можно узнать только через другого. Мы не можем сами себя оценить. Важно получать обратную связь от окружающих, которые искренне хотят помочь.
— К себе надо относиться как к наёмному сотруднику. Если бы вы на вашу позицию искали человека, чего бы вы от него хотели?
— Маленькие улучшения нужно делать каждый день; 365 улучшений за год сложатся в огромное улучшение, которые точно заметят.
— Важно, чтобы возможностей было больше, чем рисков. Три риска — пять возможностей.
Запись выступления Евгения Дёмина смотрите здесь.
*В гости в офис Х5 Retail Group регулярно приходят интересные люди, которые добились успеха в самых разных сферах. Встречи с сотрудниками проходят один-два раза месяц по средам, а сам проект называется «Особая среда». В сентябре 2018 года площадке для обмена опытом и знаниями исполнилось два года. Записи выступлений доступны на Facebook X5 в разделе «Видео».
Читайте также:
Гарретт Джонстон: От продажи продукта до продажи результата
Мария Колосова: Любой выбор — это потеря
Дмитрий Чернышёв: Как научиться думать. Часть 1
Дмитрий Чернышёв: Как научиться думать. Часть 2
____________
Обязательно подпишитесь на новости Х5 Retail Group на Facebook, и еще у нас есть Yandex Zen, Telegram и Viber.