Найти тему
OVER 9000

Быстро умирают сайлентблоки? Причина на поверхности

Как обычно бывает

Принято считать, что резинометаллические шарниры типа "сайлентблок" - расходник. Особенно "принято" так считать самими сервисами, которые вам их и ставят. И к которым через год-два вы снова приедете на замену. Почему так скоро? "Ну это же расходник" - разведут руками дяди с честными глазами. Да и качество ныне не то, сами понимаете... И вроде как всё в порядке. Поменял снова - и поехал себе дальше. Однако, друзья, всё не так просто с этой нехитрой, казалось бы,  штукой. И я расскажу почему. Но сначала, чуть-чуть теории.

Классический сайлентблок с двумя обоймами. Казалось бы, как его можно неправильно поставить? Оказывается, можно. (фото: pcts-auto.ru)
Классический сайлентблок с двумя обоймами. Казалось бы, как его можно неправильно поставить? Оказывается, можно. (фото: pcts-auto.ru)

Устройство и назначение

Если дословно, то "Silent" - тихий, "block" - собственно, блок. Или, в данном случае узел, деталь. Главное назначение этих резинок с металлическими втулками вполне однозначно: гасить вибрации и частично шум от нагруженных деталей. Как вы знаете, ставят их по большей части в подвеску, где куча всего непрерывно движущегося. И тут мы подошли к очень важному в свете нашего повествования вопросу. Я не даром сказал выше про главное предназначение сайлента. Потому что есть ещё и второстепенное. Дело в том, что он зачастую работает ещё и как торсион. То есть, будучи запрессованным в одну деталь внешней частью, и притянутым болтом к другой детали внутренней частью, сайлентблок фактически становится неподвижным. Но так как его "тело" состоит из упругой резиновой смеси, то взаимное перемещение двух деталей всё же возможно. Именно благодаря торсионному скручиванию упругого наполнителя сайлентблока. Приведу картинку ниже для наглядности и поясню. В упрощённом виде я нарисовал принцип работы сайлентблока с двумя железными обоймами. Внешняя обойма (синим) жёстко запрессована в деталь 1 (например, подрамник). Внутренняя обойма (зелёным) жёстко зафиксирована болтом в детали 2 (например, рычаг подвески).

В первой позиции все детали в состоянии покоя - сайлентблок не нагружен. При этом, обратите внимание на взаимное расположение красных контрольных точек на внешней и внутренней обойме, а также, контрольных полосок резинового тела сайлентблока (зелёные). Как видно, все они на одной линии (красная прямая, параллельная "рычагу").
Во второй позиции наш условный рычаг переместился. Но так как обоймы жёстко зафиксированы в своих деталях, то единственный вариант деформации сайлентблока - это скручивание его резинового "тела". На картинке это видно: контрольные точки обойм так и остались на месте относительно своих деталей - скрутились лишь контрольные полоски резинового наполнителя.
-2

Почему же так быстро изнашиваются?

А вот теперь и начинается самая мякотка. Есть такое понятие как "положение собственной массы автомобиля". И если вы откроете любое Руководство по ремонту, раздел "замена рычагов" или подобных элементов - это примечание вы обязательно встретите. Что это означает? А означает это то, что сайлентблоки и прочие нагруженные детали подверженные перемещениям, нужно затягивать не на подъёмнике или домкрате, а когда машина стоит на земле! Именно в таком "естественном" положении автомобиля будет достигнуто состояние "1" нашего примера на картинке выше. И только при работе в процессе движения сайлентблок будет нагружаться скручиванием, возвращаясь затем в изначальное состояние покоя снова.

Пример указания из Руководства. Правило простое, а последствия несоблюдения будут очевидны
Пример указания из Руководства. Правило простое, а последствия несоблюдения будут очевидны

По факту же, на это элементарное, но критически-важное правило большинство сервисов плюют с высокой башни. К чему это приводит? К тому, что всё получается ровно наоборот. Сайлент намертво затягивают на вывешенной машине, а когда она встаёт на колёса - под действием массы кузова подвеска сжимается, скручивая резину сайлентблока. Вот таким "скрученным" он и ездит постоянно. И даже когда машина просто стоит на месте (ночует во дворе). Естественно, что даже самая качественная деталь при постоянной нагрузке долго не протянет. В итоге резина сайлента измочаливается в разы быстрее расчётного срока. А потом на форумах все начинают дружно возмущаться, как много вокруг подделок и даже брендам доверять нынче нельзя... Да не брендам доверять нельзя (хотя и здесь не всё гладко, не спорю), а идиотам, которым вы передаёте на растерзание свой автомобиль.

Вывод

А вывод прост: как минимум, присутствовать в ремзоне при всех действиях, которые производят с вашей машиной. И если свежезапрессованные сайленты подвески затянули прям на подъёмнике ("чтоб не париться" на яме) - это прямой повод поинтересоваться у администратора, почему мастер занимается вредительством по отношению к вашей собственности за ваши же деньги.

А если интересно посмотреть процесс перепрессовки сайлентблоков такого типа - добро пожаловать в короткое видео, где я всё подробно показал.

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем тихой подвески и крепких сайлентблоков!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)
Авто
5,66 млн интересуются