Фильм Спайка Ли «Черный клановец» — на данный момент венец так называемого черного кинематографа. В Каннах эта лента получила второй по важности приз и с большой вероятностью будет номинирована на Оскар. В разрезе борьбы Спайка Ли, призывавшего ранее бойкотировать Оскар, из-за отсутствия чернокожих среди номинантов, этот факт выглядит заслуженной победой. При этом лента не пресыщена антирасистским пафосом и в ней есть место юмору. Сам режиссёр на показе вышел к зрителям и разрешил смеяться над неудобными толерантному человеку шутками. От этого удивительная история первого чернокожего полицейского в Колорадо-Спрингс Рона Столварта прозвучала так, как будто черный парень рассказал её нам — своим корешам. И это классно.
История действительно необычная, трудно поверить в её правдивость, когда только слышишь синопсис: «Как черный коп внедрился в Ку-клукс-клан». Оказывается Рон — реально существующий человек, опубликовавший недавно книгу, основанную на своём рапорте об этом деле. Книга, по отзывам, средняя и скучноватая, но экстраординарность описанной ситуации все-таки привлекла создателей фильма. Сценаристы украсили сухой полицейский рапорт, как могли, но сюжет все равно то и дело провисает.
В такие моменты картину вытаскивает красота картинки в стилистике 70-х и отличные актерские работы. Центральный персонаж играет сын Дэнзела Вашингтона — Джон Вашингтон, и, несмотря на небольшой актерский опыт, справляется отлично. Его напарника, еврея Флипа Циммермана, которого он по сюжету тоже подставляет под удар, играет прекрасный Адам Драйвер.
Мир черных представлен красивейшей активисткой «Черных пантер» в исполнении Лоры Хэрриер. С её персонажем у Рона будет не очень внятная любовная линия. Вообще «Черные пантеры» и их противопоставление Ку-клукс-клану — центральная линия сюжета. И это, простите за юмор, буквально противопоставление черного и белого. Все пантеры красивы и интеллигентны, умны и находчивы, все клановцы страшные и глупые, отталкивающие и грязные.
Апофеоза противоборство двух организаций достигает, когда параллельно показывают заседание клана с торжественным принятием в члены и полуподпольную встречу пантер с идейным вдохновителем. На стороне чернокожих душевный разговор, чуткость и уют, в стане белых выполнение странных бессмысленных ритуалов и слепая ярость. Стоит сказать, что все-таки исторически организация «Черные пантеры» не была похожа на книжный клуб с чаепитием. Это была довольно радикальная по взглядам и агрессивная по убеждениям партия. Партия людей готовых убивать во имя своей идеи, но в фильме этот момент упущен. Пантеры никого не трогают, а вот клановцы точно затевают что-то ужасное.
Участники «организации» (в целях безопасности они просят не называть себя кланом) представлены в фильме тупыми и агрессивными. Они комичны и до поры не понятно, почему темнокожие герои их так боятся, ведь «организация» уже давно не делает ничего страшнее, чем сжигание крестов. Ли отвечает на этот вопрос к концу фильма, рисуя особенно ярых клановцев социопатами.
Вообще, непонятно, как, сбитая наскоро из узколобых неандертальцев организация, может быть настолько популярна. Даже фигура их руководителя — реально существующего Дэвида Дюка в классном исполнении Тофера Грейса, всё равно какая-то жалкая. Кажется, что настолько иронизируя, сценаристы и режиссер зря добились эффекта, при котором никто националистов не боится. А бояться их стоит, напоминает Ли, давая пощечину своему зрителю сразу после хэппи-энда. В финал картины он монтирует документальные кадры из Шарлотсвилла, где левая активистка погибла в результате столкновения с неонацистами.
Так, в самом конце фильм обнажает свою, скрывавшуюся до этого за сюжетом, юмором и стилистикой, манифестность. Дело в том, что Спайк Ли любит политическую борьбу. В 1989 году после того, как его фильм не победил в Каннах, он угрожал расправой главе жюри и бойкотировал фестиваль на целые 29 лет («Черный клановец» показали в Каннах впервые с того эпизода). Пару лет назад он бойкотировал Оскар и поднял волну возмущения в социальных сетях, потому что в списке номинантов на премию не нашел чернокожих актеров.
Поэтому свой фильм, который по своей сути о борцах за равенство и о проблеме расизма в США, он ещё дополнил критикой Дональда Трампа пришедшего к власти. Вы отметили коротенький эпизод в самом начале фильма, после кадров из «Унесенных ветром»? Многие, кто пропустили его, недоумевают, почему в титрах указан Алек Болдуин. Для них краткий пересказ: перед основным повествованием на экране появляется Болдуин, пародировавший Трампа в SNL, и читает пропагандистскую националистическую речь. Буквально пару минут, больше он в кадре не появится. Чуть позже, уже в сюжетной канве, предвыборный лозунг Трампа «Make America Great Again» произнесет глава Ку-клукс-клана. На мой взгляд, все это лишает фильм утонченности и превращает в рэп-баттл. Будем надеяться, что это очередное клише о чернокожих, над которым режиссёр предлагает нам посмеяться вместе.