Найти в Дзене

Зачем менять тормозную жидкость?

Необходимость такой замены обычно становится для автовладельца неожиданностью, а внятное объяснение мало кто дает. Мы - даем. Итак, тормозная система. Она на легковых автомобилях повсеместно гидравлическая. Плохо это или хорошо, но на сегодняшний день это так. Схема тормозной системы выглядит примерно так: В зависимости от конкретного автомобиля, в системе могут также присутствовать блок АБС, аккумулятор давления и прочие дополнительные устройства, однако для нашей сегодняшней беседы они не важны. Принцип, так или иначе, простой. Водитель нажимает на педаль тормоза. Педаль тормоза давит на шток так называемого главного тормозного цилиндра - ГТЦ. Это давление усиливается с помощью вакуумного усилителя. Главный тормозной цилиндр, соответственно, нагнетает давление тормозной жидкости в контуры тормозной системы, заканчивающиеся так называемыми "рабочими цилиндрами" - устройствами, давящими на тормозные колодки. Рабочий цилиндр, если это система с дисковыми тормозами, также называют "суппо

Необходимость такой замены обычно становится для автовладельца неожиданностью, а внятное объяснение мало кто дает. Мы - даем.

Итак, тормозная система. Она на легковых автомобилях повсеместно гидравлическая. Плохо это или хорошо, но на сегодняшний день это так. Схема тормозной системы выглядит примерно так:

В зависимости от конкретного автомобиля, в системе могут также присутствовать блок АБС, аккумулятор давления и прочие дополнительные устройства, однако для нашей сегодняшней беседы они не важны.

Принцип, так или иначе, простой. Водитель нажимает на педаль тормоза. Педаль тормоза давит на шток так называемого главного тормозного цилиндра - ГТЦ. Это давление усиливается с помощью вакуумного усилителя. Главный тормозной цилиндр, соответственно, нагнетает давление тормозной жидкости в контуры тормозной системы, заканчивающиеся так называемыми "рабочими цилиндрами" - устройствами, давящими на тормозные колодки. Рабочий цилиндр, если это система с дисковыми тормозами, также называют "суппорт".

Как все гениальное, эта система проста и имеет множество неочевидных нюансов. В частности - вроде бы тормозная жидкость не должна иметь износа - постоянной повышенной температуры нет, горения тоже (а именно от этого в основном изнашивается моторное масло - от попадания продуктов горения). Но - имеет.

Основная проблема - гигроскопичность, то есть, свойство тормозной жидкости впитывать в себя влагу из воздуха. Попадание влаги в принципе не приведет к ухудшению торможения, так как работа гидравлики в принципе основана на основном свойстве любой жидкости - несжимаемости. Если с одной стороны гидравлической системы мы давим с усилием 100 кг, то на другом конце получим усилие те же 100 кг (с некоторыми поправками, правда - типа учета диаметра поршня).

Проблема вот в чем. При интенсивном торможении тормозные колодки, а следом и прилегающий к ним рабочий тормозной цилиндр (или суппорт) разогреваются до очень высоких температур. В случае, если эта температура превысит температуру кипения тормозной жидкости - она, вот неожиданность-то, закипит. А это значит, что в ней возникнут пузырьки воздуха. И все усилие уйдет не на то, чтобы вдавливать колодку в диск или барабан, а на сжатие этих пузырьков. И тормозить машина станет значительно хуже. Водитель ощутит это как "ватную" педаль тормоза.

Учитывая, что интенсивное торможение обычно происходит при достаточно экстраординарной ситуации, ухудшение замедления может привести к довольно трагичным последствиям.

И вот тут мы, наконец, пришли к основной теме, вынесенной в заголовок. Дело в том, что изначально тормозная жидкость делается с расчетом на температуру кипения выше 250 °C, а с постепенным попаданием влаги в тормозную жидкость - температура ее кипения падает.

Конечно, скорее всего не получится довести систему до состояния закипания тормозной жидкости при штатном городском торможении, однако в критических случаях такая жидкость может и подвести. Поэтому производители автомобилей закладывают в регламент техобслуживания замену тормозной жидкости примерно раз в два года. Видимо, технические тренинги с персоналом дилеры проводят с такой же периодичностью, поэтому при обосновании предложения замены жидкости мастер-приемщик вполне может сказать нечто в духе "сейчас же пробки, постоянные торможения, вполне может закипеть". Добиться кипения тормозной жидкости в пробке - это, на взгляд редакции автомобильно-иронического, достойно записи в какой-нибудь книге рекордов.

Из соображений безопасности, а также заботы о состоянии автомобиля в целом, наш автомобильно-иронический вполне серьезно рекомендует не пренебрегать заменой тормозной жидкости. А чтобы не пропустить другие публикации, подписывайтесь на наш канал. Безопасного вам торможения!