Ну а теперь про то, как ребенка мотивировать учиться и как вообще его развивать.
Сегодня очередной вопрос об этом мне задали. Что ребенок в 4 года прописи не хочет писать. Удивительно.
И ведь сколько об этом написано всего! Огромное количество статей и книг замечательных психологов и педагогов. Если я начну сейчас ссылками кидаться, мне символов в посте не хватит. Но всё как-то мимо..
Значит, как мыслят мамы: если ребенка не развивать - он не разовьется. Страшное дело. Останется на уровне сознания месячного ребенка. Ну или годовалого, если повезет.
У всех вокруг дети читают, пишут, знают два-три языка, играют на скрипке. И все хвастаются этим (свою нереализованность, видимо, реализовывают).
Пожалуйста, дорогие мамы, поймите. Развитие ребенка и обучение в виде занятий - это разные вещи. Развитие ребенка совершенно неизбежно. Даже если мама не прикладывает к этому вообще никаких усилий, и нет у ребенка пособий, карточек, классической музыки вокруг, сортеров и других развивающих игрушек. Даже если пытаться помешать ему развиваться - всё равно разовьется.
Он научится ползать, ходить, говорить, мыслить. Будет слышать песни - и научиться их петь. Будет слышать стихи - и запоминать их. Этому не надо специально учить и делать упражнения на развитие памяти. Он точно научится фантазировать и креативить. Даже считать в пределах десяти сам научится, потому что это много где будет встречаться в его жизни.
При этом ребенок постоянно учится. Он учится ползать, ходить, говорить. И это естественное обучение. И ему не надо помогать искать мотивацию, чтоб научить ходить. Она есть, и она очень сильна. И к любому другому обучению мотивация тоже есть. Потому что учиться - это дико интересно! Вы сами, кстати, родители, согласны с этим? Вам было интересно учиться? Сейчас вы учитесь, развиваетесь? Вы хотите, любите это? Если да - то можете не переживать вообще, ребенок это видит, и у него будет все также. Он тоже будет любить и хотеть. А если вы не любили и не любите, то заставлять ребенка любить и хотеть - утопия.
Специальное обучение, которое заключается в том, чтобы сесть за парту, открыть учебник и начать учиться, начинается в семь лет. В семь лет идут в школу. Не в три и даже не в четыре. Уважаемые родители, поймите, что это неспроста. До этого мозг ребенка просто не готов к подобному восприятию информации. И да, ребенок будет сопротивляться. Он будет не хотеть. А к школьному возрасту он будет ненавидеть учебу и восстановить мотивацию будет ох как сложно..
Как мотивировать ребенка учиться? Да никак. Не надо искусственно придумывать мотивацию. Мотивация - штука естественная. Она или есть, и тогда человек готов свернуть горы, или ее нет, и тогда из-под палки ничего не получится. Или получится какая-нибудь полная фигня. Заставить учиться и привить интерес к обучению заставляя - нереально.
В 7 лет ребенок готов сидеть и учиться читать, считать и писать. Не раньше. Раньше у него нет необходимых для этого возможностей мозга.
А как же подготовка к школе? Сейчас такие требования, ай-ай-ай. Со школой вообще всё непросто. Я об этом тоже отдельно напишу, хотя уже написано столько и так хорошо, что добавить что-то сложно. Но в любом случае, даже если опустить нюансы со школой. Чтоб отвечать этим требованиям, которые ай-ай-ай какие, не надо готовиться четыре года, честное слово. В 6-6.5 лет вы начнете подготовку и к семи ваш ребенок ничем не будет отличаться от тех, кто начал в три. Зато у него будет естественная мотивация к обучению, потому что он уже дорос, и мозг его созрел. Именно до такой подачи информации, которая будет в школе, и к которой начинают готовить зачем-то заранее за четыре года. А то и за семь.
После трех - не поздно! Развиваться не поздно никогда, это абсолютная истина. Забудьте эту фразу про поздно. Не мучайте себя и ребенка гонкой за какой-то странной модой на раннее развитие. У ребенка нет логического мышления, которое необходимо для подобного обучения. Это чистое насилие. То, чему ребенку придется научиться, каким-то фантастическим образом перестроив свой мозг, обязательно чем-то компенсируется. Отставанием развития эмоциональной сферы, социальных и коммуникативных навыков. Отсутствием воображения, креативности. Вот это всё активно развивается у дошкольника. И это надо всячески поддерживать! А не за прописи усаживать.
Следите за ребенком и следуйте за его интересом. У ребенка точно есть этот интерес. Главное его заметить и воспринять. А не сказать: "роботы твои - это фигня, вот прописи - другое дело!" Вот тут-то вы мотивацию ему и убьете быстренько.
А чтобы было что-то, кроме мультиков - не давайте их смотреть ему круглосуточно. Ограничьте, если вам это не нравится. Хотя, кстати, там тоже много развития, не только один сплошной негатив. Ограничьте и дайте ребенку время, когда он будет бездельничать (ох уж это страшное слово, фуфуфу, нельзя время даром тратить!). Дайте ему время быть собой, быть с собой, скучать и искать что-то новое. Не надо его постоянно организовывать! Пусть он учится быть с собой! Очень важный навык, который, кстати, ведет к счастью. И который не развит у огромного количества людей.
Так, остановиться в размышлениях на эту тему невозможно, но нужно, и так уже много получилось. Спасибо, что дочитали :)