Решение Русской православной церкви о разрыве с Константинопольским патриархатом преподносится многими едва ли не как событие всемирно исторического значения. Улягутся споры, утихнут народные витии, обсохнет кровавая пена дней, умолкнут все песни – в терпком воздухе истории, в которую превратилась современность, крикнут два события. Два события путинского правления попадут на страницы учебника истории: Крым и Великая схизма 2018 года.
Действительно, не пьяным же дебошам пинателей мяча туда попадать? И не отравлению Скрипалей. Да, и у пенсионной реформы масштаб, по большому счёту, локальный. А вот церковный раскол бывает раз в тысячелетие. Once in millennium.
Разошлись в разные стороны две ветви единой христианской церкви в 1054 году и спустя почти тысячу лет расходятся две веточки православия единого. Между этими событиями был ещё раскол католический, с появлением Реформации. Только вот РПЦ – это совсем не протестантство, а патриарх Кирилл – не Лютер, не Кальвин и даже не Цвингли. И Путин не тянет на Генриха VIII. И спор идёт не религиозно-идеологический по преимуществу слова, а имущественный, собственнический.
Точкой бифуркации для России и соседних стран стали 2013 - 2014 годы. Объективно, без вынесения оценочных суждений, было два основных варианта развития событий. Либо признать свершившийся Майдан и, немного побрюзжа, сотрудничать с киевской властью. Либо следом за Крымом дойти до Киева и уже самим устанавливать киевский режим. Так бы, допустим, Сталин поступил.
Но власть у нас сейчас придерживается исключительно прогрессивно-современных стратегий управления, несмотря на то, что манифестирует собственную ретроградность. И согласно американской тактике принялась сеять бесконечный хаос на территории противника и вести гибридные войны с целью повышения рейтинга внутри своей страны.
Одним из проявлений гибридной войны стал этот разрыв с Константинопольским патриархатом. Случился он по поводу Киевской митрополии и вопроса об автокефалии. Свой Киевский патриархат в(на) Украине создают уже с 1992 года, периодически воюя с москалями за церкви и монастыри. За имущество и собственность.
Церковный раскол лишь повторяет контуры политического раскола украинского общества. Приведёт ли это к крупномасштабной гражданской войне в соседнем государстве, как пишет об этом Эдуард Лимонов? Так, гражданская война там уже идёт несколько лет. Киево-Печерскую лавру не так просто будет захватить прозелитам кавалера советских Орденов Дружбы народов и Трудового Красного Знамени патриарха Филарета, но и Ленина напротив Бессарабского рынка нелегко было сносить.
О врагах и военной угрозе как-то стали подзабывать в России. На фоне этого падал рейтинг президента – а на рейтинги и всевозможные топы в Кремле сейчас, по всё той же американской стратегии, молятся больше, чем на иконы и кресты. Болотно-белолетночный спазм сняли, как раз-таки, Крымом и антимайданом. Сирия слишком далеко, и не сильно занимает умы россиян. И что тут делать? Не с Белоруссией или Казахстаном же ссориться? Хотя если понадобиться для удержания власти, Кремль и с ними может.
Тогда обнаружилось, что украинский конфликт не доведён до предела по всем фронтам. Религиозную конфронтацию ещё не оформили. Непорядок. Для этого и нужен потенциал рукотворного хаоса, что его можно использовать в своих интересах для необходимости секьюритизации (отсылаю к теориям Бузана и Вейвера). Только американцы творят беспредел подальше от собственных границ, а Россия «прыгает», по выражению ВВП, на своих соседей. И это чревато для самой страны.
Что же до церквей, то помирятся. Не сейчас, а когда сменится геополитический вектор. РПЦ сейчас ведёт активную экуменическую деятельность, и сворачивать её не собирается. И раздувать один из актов гибридной войны до вселенских масштабов, по крайней мере, преждевременно.