По следам керченской трагедии многие кинулись обвинять во всём компьютерные игры, интернет и прочие современные технологии. До абсурда эту версию довёл Филипп Гросс Днепров на передаче у Владимира Соловьёва, не менее одиозной личности современности. Этот эксперт договорился до пристрастия стрелка в технологическом колледже к доселе неизвестной игре «Дока 2». Мнение таких экспертов обнажает не причины случившейся трагедии, а уровень профессионализма и компетенции в стране. Вот это, действительно, беда.
Но и остепенённые специалисты, отличающиеся большими умственными способностями, опять-таки обвиняют компьютерные игры.
«То, что он стрелял потом не только в людей, но и в мониторы в компьютерном классе, по окнам, может свидетельствовать о том, что, он представлял себя неким героем компьютерных игр, фильмов», - сказал декан факультета психологии Крымского федерального университета Евгений Чёрный.
Одним из главных опровержений технологической вины является тот факт, что школьные бойни начались довольно давно, ещё до появления компьютеров и даже телевизоров. Не будем, конечно же, удаляться в классическую древность, но Марти Макфлай, например, вполне мог стать жертвой учинённой в его школе бойни. И не только в современных ему восьмидесятых, но и даже в 1955 году, куда он отправлялся с Доком Брауном.
Самая крупная бойня в школе за всю историю произошла в Соединённых Штатах 18 мая 1927 года. Тогда ещё никто не помышлял ни об интернете, ни о компьютерных играх. Добропорядочный американский гражданин города Бата Эндрю Кихо был казначеем и делопроизводителем местной школы. Но за год до трагедии проиграл выборы на последнюю должность, чем был очень раздосадован. И, видимо, тогда решил отомстить школьным обидчикам.
Он застрелил свою жену, страдающую туберкулёзом, поджог собственную ферму и устроил взрыв в школе. Динамит тайно проносил в течение нескольких месяцев. Через полчаса после взрыва Кихо подъехал на грузовике к школе и открыл стрельбу по взрывчатке, лежащей в его автомобиле. В общей сложности в результате Bath School Disaster – так называется эта трагедия в американской истории – погибли 45 человек, включая самого нападающего.
А за два года до этого кровавая бойня произошла на территории бывшей Российской империи. В виленской гимназии имени польского революционера Иоахима Лелевеля (Вильно или Вильнюс, по-литовски, тогда был оккупирован поляками) двое студентов с до сих пор точно неустановленными фамилиями – Станислав Лавринович и Януш Обрабальский/Обрапальский стреляли и бросали ручные гранаты во время экзамена в учеников и учителей. Несколько человек, включая нападавших, погибли. Газеты тогда строили различные предположения, как обычно, о связи террористов с советской разведкой или сторонниками маршала Пилсудского, отстранённого тогда от власти. И, как обычно, истинных причин не выяснили.
В шестидесятые волна насилия захватила Соединённые Штаты. Но тогда уже было, что и кого винить. Телевизионщиков и телевидение. Войну во Вьетнаме называли первой войной, показанной по ТВ. Она шла фоном к росту насилия в самих Штатах: убийство президента Кеннеди, вооружённые столкновения на антивьетнамских демонстрациях студентов, танки штурмуют негритянские гетто, жители которых выступают за свои права.
В «Соломенных псах» (1971) с Дастином Хоффманом в главной роли преподаватель колледжа перебирается в село, устав от хаоса, творящегося в вузе. Сельская реднековская молодёжь встречает его вопросами: «А, правда, что в городах творится полная жесть и негры распоясались?». На селе не лучше – те же парубки насилуют его жену и ведут настоящую войну против него самого.
1 августа 1966 года Чарльз Уитмен, с того дня ставший как «Техасский снайпер», в течение 96 минут палил по всем прохожим с башни Техасского университета в Остине, убил 16 и ранил 32 человек. Подобной сценой заканчивается фильм «Если…» (1968) английского режиссёра Линдсея Андерсона с Малкольмом Макдауэллом в главной роли. А Техасская стрельба вызвала настоящие пароксизмы страха в США, особенно у женщин. Это показано в одном из эпизодов сериала «Безумцы».
29 января 1979 года шестнадцатилетняя Бренда Спенсер из Сан-Диего, Калифорния взяла винтовку и из окна дома начала стрелять по идущим в школу. Восемь детей и один полицейский были ранены. Погибли двое взрослых, пытавшиеся спасти школьников. Когда её спросили, зачем она это сделала, она ответила: «Мне не нравятся понедельники (I Don’t Like Mondays)». Эта фраза стала культовой, во многом, благодаря одноимённому хиту ирландской группы The Boomtown Rats.
Поэтому винить исключительно технический прогресс в школьных расстрелах нет смысла. Конечно, в эпоху бурного развития цифровых технологий, информация распространяется чрезвычайно быстро, и желающих обрести геростратову известность становится в разы больше. Энди Уорхолл говорил, что все достойны пятнадцати минут славы. А вот какая эта слава будет, по сути, не важно.
К технике нужно относиться так, как завещал Хайдеггер. Помнить, что она есть способ обнаружения истины, выявлением не сокрытого. И надо радоваться человеческим силам, которые способны на такие великие свершения – создавать то, что ещё недавно казалось сказкой.
А вот задаться вопросом, почему при всех попытках российской власти развернуть развитие общества вспять и оградиться традиционализмом от вестернизации, негативный черты западного образа жизни не то чтобы просачиваются, а льются нескончаемым мутным потоком. И здесь они смешиваются с доморощенной повальной бедностью, засранностью городов и сёл, разбитым ЖКХ, разрушенной промышленностью и полудохлым сельским хозяйством, тотальным упадком, окровавленной социалкой, коррумпированностью, непотизмом и бесконечным криминалом, не дающим спокойно выйти на улицу. И вот ещё махровым мракобесием в довершении.
Задаться вопросом и понять, что люди у власти тоже способны на великие свершения и способны создавать то, что казалось сказкой. Страшной и беспросветной сказкой.