Найти в Дзене
Читающий котофей

Дуэль: защита чести или глупый предрассудок?

Оглавление

В России существовала древняя традиция поединков еще до появления дуэли. Так, на Руси бытовало "поле", где правоту выясняли острием меча. Это был судебный поединок, устанавливаемый государством. Как только же в России стала появляться европейская дуэль, ее законодательно стали сразу запрещать.

Первым это сделал Петр I. Наказанием для дуэлянтов становилась казнь через повешение, даже если один из них во время поединка был убит. Запрещала дуэли и Екатерина II, угрожая пожизненной ссылкой в Сибирь. Хотя именно в период ее правления дуэль стала набирать популярность среди дворян, которые усваивали понятие "дворянской чести" от европейских учителей.

Вопреки запретам и грозившим наказаниям, за дуэли редко судили и часто смягчали приговор.

Дуэль в России была более жестокой, чем в Европе. Европейцы даже удивлялись суровой российской действительности, называя поединок здесь "узаконенным убийством". В то время как русские бретеры смеялись над "опереточными" дуэлями в Европе. Жестокость правил заключалась в расстоянии, которое обычно устанавливали между противниками. Оно было настолько мало (в среднем, 15-20 шагов, бывало и меньше), что промахнуться было почти невозможно.

Дуэль критиковалась в официальной литературе и демократами. Последние считали ее сословным предрассудком. Они противопоставляли дворянской чести человеческую, происходящую от Разума и Природы. Радищев высмеивал абсурдность поводов к дуэли:

..."вы твердой имеете дух, и обидою не сочтете, если осел вас улягнет или свинья смрадным до вас коснется рылом" (Путешествие из Петербурга в Москву)

Николай I назвал дуэли варварством и считал, что в них нет ничего рыцарского.

Защитники дуэли превозносили идею защиты чести, которая становилась для них важнее жизни. Попытка государства запретить поединки трактовалась как посягательство на свободу. Известный французский писатель Шарль де Монтескье писал:

Честь не может быть принципом деспотических государств... <...> Может ли деспот потерпеть ее в своем государстве? Она полагает свою славу в презрении к жизни, а вся сила деспота только в том, что он может лишать жизни.

Таким образом, отношение в дуэли в обществе было неоднозначным. Тот же Пушкин, хотя и слыл известным дуэлянтом, относился к поединкам противоречиво. Дуэль для него могла быть предрассудком, но честь - нет. Так, в "Евгении Онегине" культ дуэли поддерживает нечестный человек Зарецкий, тем самым поединок превращается в убийство.

Примечательно, но в конце XIX века дуэль в России стала регламентироваться законом. С целью укрепления боевого духа армии при военном министре П.С. Ванновском были изданы правила об офицерских поединках. В некоторых случаях они становились обязательными.

-2

Источники

Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и нравы русского дворянства

Дуэль в России

Судебный поединок