Найти в Дзене

Психоаналитический роман Дафны дю Морье «Паразиты» или «Богема»

Я могу ошибаться, но книги Дафны дю Морье не входят в список обязательных авторов к прочтению в курсе зарубежной литературы 20 века. Не знаю, по этой ли причине она прошла мимо меня в 20 лет, но ее книги я стала читать всего лишь пару лет назад.

Дафна дю Морье
Дафна дю Морье

Где-то в 2009 году моя подруга привезла мне новинку на тот момент – роман «Дафна» Жюстин Пикарди. Я встретила эту книжку довольно уныло, но читать – так читать.
После нее семья Бронте открылась с новой стороны, я вот даже не знала, что у них был брат. Но об этой книге чуть позже, а сейчас мне хотелось бы вернуться к Дафне.

Писательница родилась в семье актеров, ее дедом был писатель Джордж Дюморье, а кузены были воспитанниками Д.М. Барри, который написал сказку о «Питере Пэне».
С юности Дафна мечтала стать финансово независимой, и в этом ей помогло писательское ремесло.
Свою первую книгу
«Дух любви» она написала в 1931 году, и благодаря ней познакомилась с майором Браунингом, вышла замуж, родила троих детей и не переставала писать.
Большинство знакомо с ее творчеством по детективному роману
«Ребекка» и хичкоковской экранизации «Птицы».
Роман
«Паразиты» был написан в 1949 году, и его можно отнести к жанру психологической прозы.
В центре повествования
семья Делейни – Мария, Найэл и Селия. У них запутанные семейные связи: Мария и Селия – сестры по отцу, Селия и Найэл – брат и сестра по матери. Мария и Найэл – сводные, но самые близкие друг другу люди.
Их воспитывали свободными, с точки зрения морали, безрассудными, пока Мама и Папа выступали на сцене: он пел, она танцевала. И няня Труда неодобрительно говорила, что все это к добру не приведет.

На самом деле дети были одиноки, поэтому Найэл был молчалив и замкнут – он хотел любви матери, которая не обращала на него внимания, Мария привыкла притворяться. Селии повезло чуть больше.
В начале романа мы видим их взрослыми людьми: Мария – актриса, Найэл – популярный композитор, Селия – художница.

Почему «Паразиты»?

И это вы, вы, все трое. Вся компания. Всегда ими были и всегда будете. Вас ничто не изменит, не может изменить. Вы вдвойне, втройне паразиты: во-первых, потому, что с самого детства спекулируете на той крупице таланта, которую вам посчастливилось унаследовать от ваших фантазеров-родителей; во-вторых, потому, что ни один из вас ни разу в жизни не удосужился заняться пусть незаметным, но честным трудом; и, в-третьих, потому что вся ваша троица живет за счет друг друга и обитает в мире грез и фантазий, который вы сами для себя сотворили и который не имеет ничего общего ни с земной реальностью, ни с небесной.

Такое суждение выносит Чарльз Уиндэм, муж Марии, мечтающий о возрождении рыцарского века, участник и герой войны. Полная противоположность, как он считает, праздным мечтателям. Свою жену он видит «ненастоящей» женщиной, собравшей все черты своих героинь, поэтому предпочитает ей «живую» няню и подает на развод.

Собственно, это обвинение и заставляет героев обратиться к воспоминаниям о детстве, чтобы понять, что не так с ними, был ли брак их родителей счастливым.
Брак самой Марии был неудачным, потому что она не любила не мужа, а образ героя из ее пьесы. Можно назвать ее легкомысленной пустышкой, ведь она вышла замуж, потому что ей понравился обряд, и хотелось быть
«достопочтенной миссис Чарльз Уиндем».
Найэл же всегда хотел быть с Марией, но не мог дать ей привычного комфорта.

- Дело в том, - сказала она, - что я вовсе не уверена, хочу я уехать или нет.
- Дело в том, - сказал Найэл, - что я предпочел бы жить на маяке.
- Надо смотреть фактам в лицо: мы никогда не будем вместе,- сказал Найэл.

Поэтому он выбрал уйти из жизни вообще, уплыть на лодке в море, которая была неисправной.

"Исчезающий Корнуолл" - любимое место жительства писательницы
"Исчезающий Корнуолл" - любимое место жительства писательницы

Селия же – общая дочь – посвятила свою жизнь пьющему отцу и затем детям Марии, старая дева, у которой нет своей семьи.

«Хозяином» для «паразитов» был Чарльз, который для Марии был мужем, а их дом постоянным пристанищем брата и сестер. После развода Уиндэмов Селия осознает, что она уже не будет еженедельной гостьей в доме сестры, ей придется жить «своей» жизнью в маленькой квартирке, Мария потеряет детей, к которым и не была привязана, а Найэл – Марию, которая не согласится быть с ним.

Все же от книги веет разочарованием, хотя герои успешны и талантливы, но упустили что-то важное в жизни.

И она актуальна спустя 60 лет: одинокие дети, холодная мать, ненавидящая сына из-за отца. Мария, безразличная к детям, которым ближе няня. Найэл, любовница которого была бывшей его отца и в возрасте матери. Селия, старая дева, с нереализованным желанием материнства и творчества и опухолью в матке.

Всех этих персонажей можно проанализировать в психоаналитическом ключе – было бы желание.