Полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО) Сергей Меняйло в ходе заседания Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашения» (МАСС) накануне в Новосибирске заявил, что проект железной дороги Кызыл – Курагино нуждается в корректировке.
Пожалуй, впервые критика проекта железнодорожной ветки Кызыл – Курагино публично прозвучала на столь высоком уровне. Однако некоторые члены Совета МАСС пошли еще дальше.
«Все, что мы тут говорили о развитии, о Китае, все это чепуха. Это все будет благими пожеланиями ни о чем», - высказал свое отношение к перспективе прокладке железнодорожный путей в Туву спикер Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев.
Он напомнил, что что президент РФ дал поручение совершенствовать южно-сибирский ход по маршруту Новокузнецк – Абакан – Тайшет. По словам господина Штыгашева, в ближайшие пять-шесть лет нагрузка на этом направлении будет увеличена на 50-60 млн т груза. Он предложил совету МАСС лоббировать именно этот проект. Однако вслух никто из коллег его предложение не поддержал.
Некоторые члены Совета и вовсе призвали отказаться от строительства магистрали из Красноярского края в Туву, сообщает корреспондент Sibnovosti.ru.
Возглавляющий Совет МАСС руководитель Тувы Шолбан Кара-оол заявил, что предлагает сделать обсуждение транспортных проблем сибирских регионов одной из основных тем дискуссии. В качестве ключевого инфраструктурного объекта, который значительно облегчит выход сибирским экспортерам на азиатские рынки, он назвал железнодорожную ветку Курагино – Кызыл.
В апреле 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о заключении концессионного соглашения по строительству железнодорожной ветки Кызыл – Курагино к угольному месторождению Элегест в Туве. Общий объем инвестиций в проект составит 192,4 млрд руб. без НДС.
Железная дорога, протяженностью 410 км, пройдет через три горных хребта, 70 лавиноопасных участков и соединит угольное месторождение Элегест с Транссибирской магистралью. Ввод объекта запланирован на 2023 год. Строить дорогу предстоит АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино», подконтрольному Руслану Байсарову и компании «Лидер».
«Оправданность строительства железной дороги колоссальная», - заметил господин Кара-оол, выразив уверенность что строительные работы начнутся уже в этом году.
Его поддержал заместил республиканского правительства Александр Брокерт. По его словам, появление дороги может изменить стратегию развития экономики Сибири.
«Появилось предложение наших коллег из Монголии соединить эту дорогу с монгольской железной дорогой, которая идет через Улан-Батор в Пекин», - обрисовал перспективы господин Брокерт.
Сергей Меняйло подчеркнул, что эта железнодорожная ветка – проект, не имеющий аналогов за последние несколько десятилетий. Но в то же время напомнил, что примерно столько же времени этот проект обсуждают. Документация на строительство была готова в 2014 году, но составлена она так, что до сих пор нет возможности получить разрешения на строительство. С этим проектом перспективы начала работ весьма призрачны, считает Меняйло.
«Как-бы и готовы, как-бы инвестор есть, почти 130 млрд руб., а разрешение на строительство получить не можем. По факту надо переделывать проект», - заявил полпред.
Сергей Меняйло сообщил, что обратился в российский Минстрой с предложением создать специальную рабочую группу по выработке изменений в проектную документацию. В нее он предложил включить всех заинтересованных членов Совета МАСС.
По информации 19rus.info, ж.д. проект Кызыл — Курагино ничего не дает экономике Хакасии. Хотя еще в январе 2018-го экс-глава РХ Виктор Зимин не был согласен со Штыгашевым:
«Общими усилиями мы с большей вероятностью сможем пролоббировать проект железной дороги в республику Тыва, в регион с баснословными запасами угля, меди и другими полезными ископаемыми. Отсутствие железной дороги затрудняет экспорт. С учетом ее строительства — это будет сделать проще, а там недалеко Монголия и Китай – туда также нужен выход железной дороги. Таким образом, мы сократим на 2,5 тысячи километров путь всех грузов, которые идут с Запада и Сибири до Китая и обратно".
"Что такое прямое сообщение с Китаем? Это товарообмен, это новый этап развития регионального рынка", — добавил Зимин.
Вот и становится во главу угла главный вопрос для республики: что будет поставлять Хакасия в Китай: алюминий, уголь или баранину с шампиньонами?
Хакасия и Тува входят в зону с разными намерениями?
Проект железнодорожной ветки в Туве обсуждался еще царским правительством России, а в советский период разрабатывался трижды — в конце 1930-х, начале 1940-х и в конце 1960-х. Но каждый раз откладывался — в частности, из-за планирования строительства БАМа. В 2011 году было начато строительство, но его свернули из-за финансовых проблем.
По последней информации, строить дорогу собирались начать этой осенью.
Напомним, министр обороны РФ Сергей Шойгу 3 мая на селекторном совещании заявил, что Пятая ЖДБ Абакана будет задействована в строительстве на территории Хакасии железной дороги Кызыл — Курагино протяженностью 410 км. Работы планируется начать в 2018 году
"Что касается инженерной техники — у нас все укомплектовано", - подчеркнул министр.
Законодательная база для строительства ж.д. подготовлена, распоряжение правительства вышло, проведено совещание с министерством транспорта и РЖД.
"Десять батальонов готовы к выходу, все проверены и подготовлены, в том числе пятая бригада. После 10 мая мы вам доложим график выхода батальонов на строительство дороги", — сказал замминистра обороны Дмитрий Булгаков.