Найти тему
Читающий котофей

Как и для чего становиться Ротшильдом? Идея "Подростка" Достоевского

Оглавление

Главный герой романа Достоевского "Подросток" имеет идею. Он хочет стать Ротшильдом. И у него есть точный план, как достичь богатства и могущества.

Сперва это кажется смешным, однако чем дальше читаешь, тем больше ловишь героя на помешательстве. Для персонажей Достоевского характерно иметь идеи, скрываться в комнатушках, похожих на гробы. И быть в подполье во всех смыслах. Они оторваны от общества и живут, зациклившись на своем. Например, на мечте стать Наполеоном или Ротшильдом.

Аркадий Долгоруков один из них. Брошенный своими родителями, он вырос в среде, которая ежедневно напоминала ему о его неблагородном происхождении. В результате герой даже начинает юродствовать: при каждом знакомстве он чуть ли не хвалится тем, что он незаконнорожденный.

Естественно, что в такой среде Аркадий растет беспокойным, ищущим какой-то цели в жизни. Он как закомплексованный ребенок стремится доказать обществу свою силу. Он уверен, что стать Ротшильдом - вопрос воли и характера. Чтобы не быть голословным, он приводит свои первые успехи. Он месяц себя "пробует" и питается одной водой с хлебом. Затем он прибавляет к этому скудному рациону суп и и чай и живет так год. Он научился продлевать жизнь одежде (чистил платье щеткой по пять-шесть раз в день) и сапогам ("тайна в том, что надо с оглядкой ставить ногу всей подошвой разом, как можно реже сбивая набок"). Именно так и становятся Ротшильдами.

Могущество герою нужно не для роскошной жизни. Он мечтает, как скупой рыцарь у Пушкина, чахнуть над златом и осознавать свое превосходство:

Будь я Ротшильд, я бы ходил в стареньком пальто и с зонтиком. Какое мне дело, что меня толкают на улице, что я принужден перебегать вприпрыжку по грязи, чтоб меня не раздавили извозчики. Сознание, что это я сам Ротшильд, даже веселило бы меня в эту минуту.

Эта мысль звучит как месть обществу, которое отвергло героя.

Любопытно, но один американский исследователь, проанализировав статьи Достоевского о европейско-российских отношениях, увидел в образе подростка Аркадия "закомплексованную" Россию.

Вся политическая жизнь России, в продолжение всего, может быть, девятнадцатого столетия, в сущности была лишь жертвою ее Европе чуть не всеми своими интересами. И что же в результате? Поверила ли хоть раз Европа политическому бескорыстию России и не заподозревала ли ее почти всегда в самых коварных намерениях против европейской цивилизации? (Достоевский)

Этот обиженный тон вторит настроению Аркадия в романе, который тоже тянулся к отцу несмотря на то, что Версилову не было до него никакого дела. Соответственно, в этом контексте рассматривать отношения сына и отца можно как отношения России и Европы. Здесь же можно вспомнить рассуждения Крафта в начале романа, искаженные его друзьями: русскому народу предстоит стать материалом для более "благородного племени".

-2

Источники

Достоевский Ф.М. Подросток

Брумфилд У.К. Россия и Запад в "педагогическом романе" Достоевского "Подросток"