Эту историю рассказали мне, как байку. Но вот не могу подавать её так. Не могу...Из неё вышел бы хороший сценарий к авторскому фильму о человеке и деформации цен и ценностей.Есть одно "но". История у меня в голове не укладывается - не верю в падение души человеческой до такого уровня. Впрочем, верить-не верить и судить вам. Я тут всего лишь рассказчик.
***
Представьте себе степь, бесконечную, широкую степь. Уточняю, степь 90-х годов прошлого века. Вот в этой-то степи и пасли овец посменно два чабана. Колька и Иманбек,последний был из семьи приезжих и за характерную внешность прозвали его Саидом. Саид не обижался, а может и обижался, да никому об этмо не рассказывал, так как от рождения был глухонемым. И еще поговаривали, что у Саида с головой было не всё в порядке...Да, хорошая затравка для психологического триллера. Одинокая степь и два человека лишенные возможности даже поговорить. Строений всего ничего - кошара для овец, загон,огороженный ивняком да вагончик для чабанов. А в паре километров - дорога и речушка.
Вот в этой-то речушке и нашел Колька сумку. Хорошую, спортивную, и весьма модную сумку. Потянул из реки - тяжелая. А открыл и обомлел.Она до верху была набита денежными пачками.
Колька умом обижен не был, сопоставил все части головоломки. И сумасшедшее время,и наличие трассы, и то, что сами по себе большие деньги с неба не падают. У них обязательно есть хозяин. И этот хозяин куда как крут. Может, да не может, а точно кто-то из братков. Их черные и блестящие машины иногда пролетали по трассе с пугающей скоростью и веяло от их мощи и силы извечным правом хозяев жизни - убивать и миловать. И когда дошло это Кольки, по дубленой крестьянской шкуре нешуточный мороз прошёл.За деньгами, конечно же вернутся.Вернутся и тогда ему, Кольке хана...
А Колька что - он в общем-то тишайшим был, безобидным, вот почти до сорока годиков дожил, но даже жениться не сумел. Все из-за робости. Ну и еще из-за того, что говорить-то он умел, чуть лучше глухонемого Саида.
Он и учиться не поехал из-за того же, стеснялся Колька, робел перед экзаменаторами и шумного города боялся. В нищете, с овцами жизнь хоть и была несладкой, да зато тихой, как у лягушки в болоте...Работал свои три дня, после три дня отдыхал - в огороде копался, рыбалить ходил, телевизор смотрел, пока тот не сломался. Вот из-за телевизора бес и попутал. Решил просто на новый телевизор денег взять. А остальное - обратно в речку...Но вытащил одну пачку, подумал, что вот бы и холодильник купить, а может и домишко новый...И переложил в свой рюкзак всё, что в сумке имелось.
Два дня, что полагалось ему отработать. Он провел, как та же лягушка под ногами у журавля. Всё ждал, что вернутся, пристрелят, зарежут...И на каждый шум двигателя вздрагивал. Но братки не ехали. Две ночи практически не спал. Полегчало, когда приехал Саид - как всегда улыбчивый и добрый. Заварил чай. Что-то одобряюще гудел. Совал в руки мясо и лепешки...
Колька глянул на него и вдруг обрадовался тому, что Саидка немой. Если братки прикатят, пока Кольки нет, он им ничего не скажет.
"А ведь убьют его..." - подумал Колька
Он не был зверем, и Саида по-своему любил. Случалось - гонял мальчишек, если те дразнили немтыря. Иногда покупал что-то сладкое, Саид любил сладкое. А главное он к нему, как к человеку относился.
Он и сейчас его жалел искренне - всё-таки сколько уже бок о бок работают. Но...вернуть деньги так и не решился. Приросли они к рукам, эти деньги.И, закинув за плечи рюкзак, поехал домой...
Дома решил, что до поры надо денежки придержать. Оставил несколько крупных купюр. На всякий случай. Остальное надо спрятать. Все равно бандюки сунутся в деревню проверять - не всплыло ли у кого украденное. Ночью он, аккуратно снял дерн, выкопал в огороде яму, на дно уложил горбыль, на горбыль бросил кусок брезента, уже потом, на это ложе умостил драгоценный рюкзак, завернув в полиэтиленовую пленку. Закопал и прикрыл клад всё тем же дерном, полив его для свежести вида.Всю ночь мумукался возводя деньгохранилище. К утру свалил короткий сон.
Но уже через пару часов разбудил хозяин. "Саидку нашли" - мелькнуло.
Он таки встретил хозяина вопросом:
- С Саидом что? - думал, что знает ответ, но услышал
-А что с ним станет? Вот к его родителям заезжал - зарплату привез.
"Не знают еще" - Колька намертво был уверен, что Саида в живых уже нет...
И теперь его грызла совесть, по той простой причине, что надо бы хоть съездить его "найти". А то будет валяться в степи, еще зверье обглодает, как-то не хорошо - всё-таки почти друг и какой-никакой, а человек.
Но и заставить себя не мог, дождался таки своей смены и только потом поехал на кошару. У магазина спешился, заскочил к продавщицам и разменял одну из купюр.
Купюра внушила уважение круглым номиналом...
-Ого! - присвистнула продавщица Люська, -Разбогател никак?
И, наверное, впервые посмотрела на Кольку с интересом.
И его согрел этот интерес, потому кроме водки набрал еще он и дорогой колбасы, и конфет, и сыра - одним словом того, что позволял себе разве что на праздники...И даже купил Люське шоколадку. Просто так. Это тоже было приятно - дарить подарки, ощущая собственное превосходство.
Впрочем, чувство это прошло, едва Колька тронулся в путь.
К бутылке он приложился еще дорогой. Ибо понимал, что увидеть тело растерзанного друга еще тот нервяк. Единственное чем утешал себя, что не должны бандюки Саидку пытать - он же немой. Ну, что уж они звери что ли?
Но чем ближе была кошара, тем сильнее он сдерживал коня. И приехал уже когда солнце, скрылось, оставив над степью тоненькую желтую полоску.К его удивлению - в вагончике горел свет.
Ждут!Его, Кольку ждут.. - екнуло, обдав ужасом. Он уже повернул было коня...Но на крыльцо вагончика вышел ...Саид. Живой и невредимый. Колька наблюдал, как тот кормит собак, размышляя, что видно не стали немтыря убивать. И приедут за деньгами уже к Кольке.
Но отступать было поздно. Саид уже разглядел всадника и радостно затопал на встречу.
-Чужие были? - спросил Колька, и продублировал вопрос жестами. Саид вопрос понял.И замотал головой, будто отгоняя комаров.
И колька только теперь вдруг обрадовался, что друг жив. И от души налил Саиду водки. А потом угощал колбасой и сыром. Угощал уже почти насильно, будто откупаясь от собственной совести...Утром оба поднялись от бешеного женского крика...Колька разлепил глаза. Его яростно трясла за плечо продавщица Люська
-Где сдача? Сдача где? - кричала она...- Ты какие деньги принес, ворюга!!!
-Какие? - не понял Колька
-Фальшивые!Я не проверила. А вечером в сейф запирала и проверила. Нет, водяных знаков! Нет!
И вытащив Кольку на улицу подставила под лучи восходящего солнца Колькину купюру. Водяных знаков точно не было...
-Не везет мне, Саид! Не везет, - жаловался Колька,допивая остатки водки, - Думал, заживу, как человек.
Саид вздыхал и жалел друга. Искренне жалел...