Найти в Дзене
Телеканал OstWest

«Найдутся какие-то другие мощи. Мощей на свете хватает»: Социолог религии Николай Митрохин — о разрыве РПЦ с Константинополем

Оглавление

«Найдутся какие-то другие мощи. Мощей на свете хватает», — как разрыв РПЦ с Константинополем отразится на простых верующих и вип-верующих на Афоне, и возможен ли еще компромисс в этом конфликте. Объясняет социолог религии, сотрудник университета Восточной Финляндии Николай Митрохин

— Что изменится для этих состоятельных паломников на Афоне?

— Я думаю что на самом деле никаких ограничений не будет. Я вижу несколько лазеек. Во-первых, там есть русский православный монастырь на Афоне, где монашество - откомандировано от русской православной церкви. Во-вторых, там есть главный местный монастырь, который не подчиняется Константинополю, в который также можно совершать визиты

— Тогда чего добивается московский патриархат этим громким заявлением? Возможен ли ещё компромисс? Вот что сказал  митрополит Иларион по этому поводу:

Мы надеемся на то, что здравый разум восторжествует, что Константинопольский патриархат изменит свое отношение к существующей церковной реальности. Но до тех пор, пока этого изменения не произошло, пока эти беззаконные и антиканоничные решения с точки зрения Константинополя остаются в силе, мы не сможем находиться в общении с этой церковью, находящейся сегодня в расколе

— Можно считать, что РПЦ таким образом шантажирует Константинополь?

Это не шантаж, это серьезное предупреждение. Если сосед пытается через забор мусор кидать на ваш участок, то вы ему пишете много бумажек. Но в какой-то момент звоните в полицию или в городские службы. Вот это уже звонок в городские службы. Ситуация дошла до критической точки, когда надо принимать какие-то решительные действия, не надеясь на взаимное урегулирование

— А что последует если «звонок в городские службы» не даст результата?

Война по разным направлениям. РПЦ входит в разные комиссии православных церквей, в том числе в Германии. И может требовать от разных церквей, с которыми общение сохраняется, что константинопольский патриархат теперь не может председательствовать на этих собраниях. Межцерковные отношения, они очень сложные, переплетённые, везде есть слабые места, везде есть возможность сделать кому-то пакость, создать проблемы. Есть, например, подворье Константинопольского патриархата в Москве, его можно закрыть

— В 90-е годы похожая ситуация была в Эстонии: тогда Москва и Константинополь тоже спорили о том кому православные должны подчиняться. В итоге был найден компромисс

Ставки для Константинополя очень высокие, потому что фактически он получил уже идеологический контроль над всей находящейся ранее в расколе частью украинских приходов. Это по количеству приходов сопоставимо с количеством приходов которое он имеет вообще во всем мире. Де факто константинопольский патриархат увеличивается в два раза.

А что произойдет в самой Украине?

Весь этот процесс автокефалии, это просто результат президентской кампании Порошенко, которому надо избирателям показать какую-либо победу. С моей точки зрения, попытки Украины взять под контроль украинские приходы с помощью правительства, они обречены на неудачу, поскольку украинские приходы в этом конфликте остаются с Москвой, твердо ее поддерживают

— Что делать РПЦ, если она теперь не сможет привозить мощи святых из Константинополя в Москву — чем она в последние годы регулярно занималась?

—Ну найдутся какие-то другие мощи. Мощей на свете хватает.