Однажды Андрей Тарковский высказался о великом режиссере Робере Брессоне, как о "невероятном зануде, рядом с которым не трудно и сдохнуть".
При это Тарковский трепетно относился к таланту французского режиссера, называя его работы самыми значимыми из тех, которые повлияли на его личное кинематографическое видение.
В свою очередь другой великий современный режиссер Андрей Звягинцев высказывался о Тарковском, как о "махине, которая придавила его еще в юности, и от которой он не способен освободиться до сих пор".
Мы получаем прямую зависимость творчества одного режиссера от творчества его предшественника, что в принципе всегда являлось нормой. Но если взглянуть поверхностно и пока не вдаваться в серьезные рассуждения и исследования, то в чем схожесть этих трех режиссеров?
В фильме "Дневник сельского священника" (1950) Робера Брессона современный зритель может открыть для себя "силу бездействия".
Сила бездействия - мое личное понимание особенности режиссерского самовыражения Брессона. Актеры, которых он сам считал лишь частью декорации, не должны были играть. От этого на протяжении всего фильма ощущается некоторое обескураживающее непонимание - где эмоции?
Современный зритель, волей или неволей воспитан на экшне. В 80-х и 90-х, глядя на взрывающиеся автомобили и прыгающих Норриса и Чана мы впитали в себя, словно губки, мысль о том, что кино - это действие.
Понятно, что ни один ребенок не сможет воспитываться на фильмах Феллини. Воспитываться через призму серьезного кинематографа мы начинаем самостоятельно уже в достаточно зрелом возрасте, выбивая постепенно из головы мысль о постоянном движении в кадре.
Вспомните пронзительную картину Льюиса Майлстоуна "На западном фронте без перемен", снятую аж в 1930 году. Кадры динамические плавно переходят в статические - и вот мы на протяжении нескольких секунд ( а это для кино уже полная сцена) наблюдаем, как день сменяется ночью, неторопливо глядя с одного ракурса на окно. Или постельную сцену, которая безусловно для тех лет была бы жутко непристойно. Несколько минут мы смотрим на тень кровати на стене и слушаем диалог любовников и не более.
Робер Брессон в своих картинах возвел статику в своеобразный жанр кинематографического искусства. Герои его фильма - это люди без эмоций, но при этом полные желания их высказать. Они совершают поступки, произносят важные и непростые слова и кажется, делают это с каменным лицом. Стиль Брессона - это стиль неподвижности актерской игры при мощном потоке философской составляющей сюжета.
Статика в той или иной степени перешла в творчество Тарковского. Видимо и он пытался в какой-то степени добиться от актеров такой же равнодушной игры, но в конце концов сдался - это был бы уже другой Тарковский.
Картины Андрея Арсеньевича - это сплетение нескольких режиссерских стилей ( Брессон, Феллини и Бергман). Брессон подарил Тарковскому науку познания неподвижности кадра.
Запомните: легко выразить себя через действие в сцене, гораздо труднее выразить себя через бездействие.
Тарковский добавил к статике актерскую игру. Его актеры - это страдальцы и мученики, к которым он испытывал невероятно нежные чувства.
Этакая любовь создателя к своим творениям.
Для Тарковского конечным продуктом являлось не только кино, но и каждая сыгранная актерами роль.
К Брессоновской статике добавилось актерское наполнение.
Андрей Звягинцев, получивший недавно приз в Каннах за не увиденного пока "Левиафана", является прямым учеником Тарковского. Увидев первый фильм режиссера "Возвращение", это трудно не заметить.
Звягинцев, несмотря на антентичность повествования и социальную составляющую в своих работах, все же также трепетно бережет Брессоновскую статику и Тарсковское актерское мастерство.
Кино по Звягинцеву - это язык выражения образов, возникающих в голове. Человек, которого в юности придавила махина Тарковского, не может думать о кино иначе.
От Брессона к Звягинцеву. Казалось бы, столь разные режиссеры и столь разные эпохи.
Брессон, снимавший в середине прошлого века, и Звягинцев, снимающий в начале двадцать первого.
Оказывается, найти общее у гениев не трудно. Стоит лишь присмотреться...
Если посмотреть подряд фильмы "Дневник сельского священника" и "Изгнание", то покажется, что ты просмотрел фильмы одного и того же режиссера. Просто с разницей в шестьдесят лет.
Современный кинематограф не диктует условия. Условия всегда диктует рынок.
Но то, что создается из любви и уважения к гению, остается вне рамок прокатных сборов.