Так случилось, что когда родилась дочь, женщина осталась без мужа. Страшно ей вспоминать те времена. Жить в нищете и считать копейки - тяжело и материально, и морально. Преследовал постоянный страх, что нечем будет накормить ребенка и не во что одеть.
В продуктовом магазине был отдел с игрушками. До того, как выйти из дома, мама часто говорила дочке: "Игрушку сегодня купить не можем, можем только посмотреть". Дочка - умница, соглашалась с мамой: "Хорошо, я только посмотрю". Как-то в магазине девочка увидела мальчика ее возраста, который валялся на полу и истерично кричал: "Купи, хочу!". Девочка удивилась и спросила у мамы: "Он что, ненормальный? Не понимает, что денег нет?" А мама подумала, что с мальчиком не провели воспитательную беседу заранее, до похода в магазин.
Помогала бабушка, жили на ее пенсию. Друзья давали детские вещи. Родители из деревни помогали с сельхозпродуктами. В 90-х, на фоне общего дефицита, нищету не было видно, все жили как-то, перебивались с копейки на копейку. Женщина давала объявления в газету "Из рук в руки", ходила убирать квартиры у "новых русских". Каждый раз, уходя, оставляла на столе адрес и говорила бабушке: "Если через 3-4 часа не приду, иди в милицию, скажи: "Ушла по этому адресу и не вернулась".
Стало легче, когда в 1 год и 2 месяца дочка пошла в садик. Требования "чтобы хорошо ходила, сама ела, просилась на горшок" были успешно выполнены, взяли в ясельную группу. Как годовалая девочка ела сама, это надо было видеть. Суп и каша летали по всей кухне. После каждого урока самостоятельного приема пищи в игровой форме надо было отмывать кухню.
Когда дочь пошла в школу, мама постаралась сделать все, чтобы у ребенка не было проблем с учебой. Говорила девочке: "Надеяться можно только на свои мозги. Денег у нас больших нет, платить за высшее образование не сможем, надо учиться так, чтобы поступить на бюджет". Все силы были брошены на учебу, закончила дочка школу с золотой медалью. Поступила без проблем на бюджет в один из ведущих ВУЗов.
Хоть в бедной, хоть в богатой семье, важны доверительные отношения. Если ребенку правильно объяснить ситуацию, построить правдивые отношения, можно многого добиться.