Отнюдь не случайно, с глубокой древности, определенные дни в году считались священными. Взять, к примеру, определение слова “праздник”:
Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное небытовое, мифическое значение и связанный с культурной или религиозной традицией.
Итак, возьмем за некую воображаемую точку отсчета слова "имеющий сакральное значение" и попробуем на конкретном празднике Рождества Девы Марии понять, что же наши далекие предки пытались нам передать сквозь века.
Тропарь: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".
Праздник Рождества Девы Марии празднуется 21 сентября (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства, т.е. следующие 4 дня - также являются праздниками.
Интересно, что праздники посвященные Деве Марии, или, так называемые Богородичные праздники, появились только в V веке. Кстати, усиленное почитание Богородицы начинается с того же V века. Интересная информация, особенно если учесть, какая важная роль отведена Деве Марии.
Появление праздников, посвященных Богородице, как утверждают исторические документы, связано с влиянием поздних апокрифов. Праздник Рождества Богородицы возник в начале шестого века, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме. Несмотря на то, что Рождество Богородицы упоминается в латинских источниках VII века, он не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII веков.
Кстати, двадцатые числа сентября (20-23, в зависимости от года), также являются днями осеннего равноденствия. Равноденствие — это когда день и ночь длятся по 12 часов. Для многих народов мира эти дни являются особыми, связанными с космическими циклами. У многих восточных народов Новый год празднуется именно в дни равноденствий.
Интересный момент, у восточных славян именно 21 сентября был древний праздник рожениц. Рожаницы (также роженицы, орисници) — персонажи древнеславянской мифологии. Рожаниц связывали с определением судьбы человека. Обычно рожаниц трое. Принято считать, что рожаницами являются три богини — Макошь, Лада и Леля.
Вышивка, изображающая рожаниц
Вышивка, изображающая прядущую Макошь
Если копнуть немного глубже, можно увидеть кое-что удивительное: у различных народов, именно богинь судьбы всегда трое, и они всегда представлены вместе, дополняющими друг друга:
1. У римлян — парки: Нона тянет пряжу, создавая судьбу; Децима наматывает кудель на веретено, распределяя различные пути жизни; Морта — перерезает нить, заканчивая жизнь человека.
2. У греков — мойры: Клото — прядёт жизнь, Лахесис — определяет судьбу; Атропос — перерезает нить жизни.
3. У скандинавов — норны: Урд — создающая судьбу (прошлое); Верданди — становление судьбы или путь судьбы (настоящее); Скульд — будущее.
4. У южных славян — судженицы. Имена суджениц неизвестны, однако о том, что их было три, говорит тот факт, что в период двоеверия образы суджениц перенеслись на трёх христианских святых — Богородицу, святую Петку (Параскева Пятница) и святую Неделю (святая Анастасия).
5. У арабов — Аллат — лунная богиня, мать богов. Договоры у арабов скреплялись клятвой "Клянусь солью, огнем и Аль-Лат, которая превыше всех." Также её сестра Манат — управлявшая судьбой и смертью и Узза — богиня утренней звезды. Их имена являются женскими формами имени Аллаха (Бога).
Интересно, что Богородицу также называют Царицей Небес, Заступницей. Дева Мария — одна из самых почитаемых людьми Личностей и величайшая из христианских святых.
икона «Рождество Богородицы», Украина, XV век.
На данной иконе также есть пряха. Интересный момент, ведь на иконах каждый элемент несёт в себе определенный смысл. Почему же именно в этом сюжете присутствует прядущая женщина? Не будем забывать и о том, что на иконах Благовещения Дева Мария также часто изображается с веретеном. Почему же «Великие Матери» изображались с веретеном или с нитью в руках?
Фреска «Благовещенье», Киев, Софийский собор, XI век.
В книге «АллатРа» можно найти интересный ответ на данный вопрос:
«…в старославянском языке слово «веретено» связано со словом «вертеть» (воронка, движение по спирали). Кстати, оно было не только у славян. Древнеиндийское слово «vartanam» тоже означает «вращение». Веретено с древности считалось в духовном понимании магическим инструментом, дарованным свыше. То есть, говоря современным языком, это условное обозначение той же молитвы, медитации, духовной практики. Прядение из нитей с помощью веретена, являлось определённым духовным символом, который знали многие народы как единение «Земли и Неба», единение человека при его скоротечной жизни с духовным небесным началом (Душой). Нить в религиозном искусстве символизировала духовную жизнь человеческую, а в глобальном смысле — символ времени, связи прошлого, настоящего и будущего. Она являлась духовной составляющей, которая объединяла всё сущее подобно нити, соединяющей вместе все жемчужины (души). У многих древних народов «Великая Мать» как раз и изображалась с прялкой в руках».
В разных культурах люди также знали и о важности тройственности. Всё это говорит о едином знании для всех людей, некоем изначальном знании, для обозначения которого, три богини использовались как важные символы, которые передавали и воплощали это знание в себе. В книге А. Новых "Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы" есть интересная информация по этому поводу:
"Знания о сотворении Вселенной через объяснение тройственного принципа породили прообраз троицы, которая упоминается во многих религиях. Из-за адаптации к человеческому восприятию, эту троицу вначале объясняли, как божественную семью: Отец, Мать и Сын. Но затем люди убрали женское начало и заменили его понятием святого духа. Так оно и осталось до сегодняшнего дня… Смысл троицы, в значении Бога, Лотоса и Аллата, сводится к тому, что соединение этих трёх сил приводит к созданию совершенно новой формы существования от микро- до макроуровня. Со временем из этого определения люди сделали величайшую тайну, которую передавали религиозные руководители своим близким «преемникам» как наивысший тайный смысл бытия. Хотя ничего в этом тайного нет. Знать определение не означает владеть глубиной его понимания".
Это лишь один из многих примеров, когда мы видим единое Знание в разные времена у различных народов. Принимая это во внимание, мы можем говорить, что источник изначального Знания также был единым. А это, в свою очередь, означает, что все люди - одно Целое! Все мы - едины, все мы - одна большая семья.
О каком изначальном Знании идет речь? Что такого знали древние, чего не знаем мы? Что наши предки стремились передать нам? Чем больше находишь - тем больше появляется вопросов. Однако каждый ищущий обязательно найдёт ответ. Давайте искать вместе, ибо, как сказано в книге “АллатРа”:
"Человек на многое не обращает внимания, пока не знает. Но только стоит истинному знанию коснуться его чела, а Душе проснуться, он приобретает Мудрость. А Мудрость порождает действие..."
Со светлым праздником вас, дорогие друзья!
Литература:
Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы.
История праздника
Кутарев О. В. Характеристика Рода и Рожаниц в славянской мифологии: интерпретации Б. А. Рыбакова и его предшественников
Анастасия Новых. АллатРа
Анастасия Новых. Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы
Женщина в легендах и мифах: Энциклопедический словарь
Таисия Шикун