Найти в Дзене
седой и строгий

Как заставить ридера прочесть ваш сценарий до конца?

Карл Иглесиас, сценарист и преподаватель UCLA Extension, а также автор учебников The 101 Habits of Highly Successful Screenwriters и Writing For Emotional Impact, о том, как заставить ридера прочитать ваш сценарий до конца.

Видели когда-нибудь в парке на площадке такие кольца: нужно зацепиться за одни, раскачаться так, чтобы ухватиться за следующие, и продолжать в том же духе, пока не окажешься на противоположной стороне? Это сооружение — идеальная иллюстрация для нашей темы: о переходах между сценами, или крючках.

Допустим, вы написали отличную сцену. Герой спас девушку и мир от зла, нашел сокровище. Но как перейдете от одной сцене к другой, заставив ридера не отвлечся? Главное, не просто зацепить ридера «на крючок» одной сценой, но «продвигать» его от одной сцены к другой, как человека, который по качающимся кольцам идет вперед. «Крючки» помогут создать необходимый импульс, который поможет эмоционально вовлечь ридера.

Многие авторы допускают ошибку, когда пишут сцену, которая заканчивается относительно неплохо, но никак не возбуждает интерес к последующему действию. Это могут быть сами по себе крепкие сцены, с четко прописанными началом, серединой и концом, но не способные заставить ридера перейти к следующей сцене. Вместо того чтобы естественным образом перейти от одной сцены к другой, ридер вынужден заставить себя искать «импульс».

Всегда заканчивайте сцену на том моменте, когда у ридера нет выбора; когда он понимает, что должен продолжить, чтобы узнать продолжение истории. Вам одновременно нужно суметь написать законченную сцену и создать ощущение предвкушения, которое и заставит ридера читать дальше.

Давайте рассмотрим несколько самых эффективных «крючков» — классическим примером в этом смысле считается «Молчание ягнят» (сценарий, в основу которого лег роман Томаса Харриса, написал Тед Тэлли). Но имейте в виду, что «крючки» должны быть не только в триллерах или хоррорах. А также нет необходимости использовать клиффхэнгеры в конце каждой сцены (хотя они и являются самыми эффективными и распространенными переходами в конце сцены). Есть бесконечное число способов делать переходы, но все они должны вызвать как минимум одну эмоцию — любопытство, предвкушение, напряжение или удивление. Я опишу восемь «крючков», которые можно использовать.

1. Задайте вопрос в конце сцены

Это простой «крючок»: когда финальная реплика в диалоге — вопрос, ответ на который будет в следующей сцене. В своей первой сцене Джек Кроуфорд (Скотт Гленн) говорит Кларисе Старлинг (Джоди Фостер) о докторе Ганнибале Лектере (Энтони Хопкинс): «Никогда не забывай, кто он такой». Клариса отвечает: «И кто же?» Ответ — в следующей сцене с доктором Чилтоном (Энтони Хилд): «Он монстр. Настоящий психопат».

2. Используйте диалогические «крючки»

Эта техника очень похожа на традиционный setup-and-payoff (когда какая-то деталь или фраза преподносятся в начале, и только позже мы понимаем, что они обозначали), но в этом случае вы используете именно диалог, и вам не нужен вопрос, как в предыдущем примере.

То есть какая-то реплика завершает одну сцену, а ее смысл станет ясен уже в контексте следующей в виде образа или действия. Лучший пример — в сцене из «Тутси», когда агент Майкла говорит ему: «Никто тебя не наймет». Затем происходит переход к Майклу (Дастин Хоффман), переодетому в Тутси и идущему в толпе.

В «Молчании ягнят» есть два примера: сцена в музее, когда Клариса понимает, что кокон, найденный во рту жертвы, принадлежит бабочке «Мертвая голова» (Acherontia atropos), заканчивается словами «Кто-то его любил», а затем происходит переход в логово Буффало Билла, где летают бабочки этого вида, и мы наблюдаем за убийцей. Другой пример — когда Клариса в третий раз встречается с Лектером и предлагает ему сделку. Эта сцена заканчивается фразой «Его патология гораздо более беспощадная, чем он думает». Фраза снова отсылает нас к подвалу Джеймса Гамба / Буффало Билла, где мы видим, насколько тот агрессивен, когда тот отдает приказ Кэтрин (Брук Смит): «Оно натирает лосьоном кожу».

3. Приказ или просьба

Когда сцена заканчивается приказом или просьбой сделать что-то, возникает эффект ожидания. Открывающая сцена, в которой Клариса тренируется в лесу, заканчивается словами инструктора: «Кроуфорд ждет тебя в кабинете». Первая встреча Кларисы с Лектером заканчивается его приказом: «Вам надо встретиться с мисс Моффет». Затем в конце сцены тренировки инструктор говорит Кларисе: «Собирайся. Ты едешь в Западную Вирджинию. Кажется, по делу Буффало Билла».

4. Придумайте новую информацию, твист или подсказку

Нет ничего лучше старого доброго твиста или таинственной подсказки, чтобы возбудить любопытство ридера. Клариса находит отрубленную голову в банке — и мы уже готовы перевернуть страницу, чтобы выяснить, что означает этот шокирующий образ. Обнаруженный кокон во рту жертвы оказывает тот же эффект.

5. Предзнаменование: обещание, план, соглашение или предупреждение

Другой отличный «крючок», которым можно закончить сцену, — это подсказка ридеру о будущих событиях. Это может быть какое-то обещание, назначенная встреча, объявление о прибытии, запланированный отъезд, предъявление ультиматума. Вторая встреча Кларисы с Лектером завершается тем, что он говорит: «Я помогу его поймать, Клариса. Возможно, он ждет следующую особенную девушку». Здесь два крючка: обещание и диалогический крючок, так как в следующей сцене мы увидим новую жертву, Кэтрин, которую Буффало Билл терпеливо выжидает в засаде. Другой пример — сцена, в которой доктор Чилтон уличает Лектера в жульничестве. Она завершается словами Лектера «Я поговорю с сенатором в Мемфисе». Эта фраза связана со следующей сценой с сенатором и побегом Лектера.

6. Создайте клиффхэнгер

In media res — латинское выражение, которое обозначает «в середине дела» (по сути, это начало действия или повествования с центрального эпизода повествования (его завязки или даже одной из перипетий) без предварения экспозицией и предысторией — прим. ред.) и предполагает, что сцена заканчивается клиффхэнгером.

Но таким образом можно и начать сцену. Например, вместо того, чтобы тратить время на описание локаций, героев, целей, вы начинаете сцену прямо с действия. Благодаря этому и возникает интерес к ней, а также напряжение, так как мы начинаем спрашивать себя: «А что же происходит?»

Использование клиффхэнгеров (как уже сказано выше) хороший способ закончить сцену. Например, когда Буффало Билл похищает Кэтрин: эта сцена завершается в середине действия вопросом маньяка: «У тебя 14 размер?» Тот же самый крючок использован во время исчезновения Лектера в сцене в машине скорой помощи, когда Лектер снимает маску — и затем происходит переход к Арделии (Кэйси Леммонс), бегущей к телефону (а у него перерезан провод), чтобы предупредить Кларису. Эта сцена в машине скорой помощи, прерывающаяся как раз в середине, доводит нас до состояния высшего напряжения, так как мы можем представить себе судьбу тех несчастных медработников.

7. Шокируйте или удивите

Наиболее действенный способ «поймать на крючок» ридера и возбудить его интерес к следующей сцене — это спровоцировать сильное чувство предвкушения или напряжение. Потрясение или удивление можно вызвать, заставив человека ожидать некоторые события, а затем закончить сцену самым непредсказуемым образом. В «Молчании ягнят» есть два таких примера: первый — это сцена в машине скорой помощи, описанная выше, второй — когда Кроуфорд врывается не в тот дом (параллельная кульминация). О первой сцене: нам кажется, что в машине находится пострадавший охранник, и когда мы выясняем, что это Лектер, наступает шок. И каждый может вспомнить, какое эмоциональное воздействие на него оказала вторая сцена, когда стало понятно, Кроуфорд попал не в тот дом. А в это самое время в совершенно другом городе Буффало Билл открывает Кларисе дверь.

8. Используйте драматическую иронию

Когда Клариса входит в дом Гамба, мы знаем то, чего не знает она: именно здесь и находится Буффало Билл. Этот прием называется драматической иронией, или позицией всезнающего читателя, и является одним из самых распространенных способов вызвать напряжение или ожидание. Кто забудет предпоследнюю сцену, когда Лектер звонит Кларисе на выпускном вечере? Она завершается остроумной фразой: «У меня сегодня на ужин будет один старый друг» — и мы переходим к финальным кадрам, на которых Лектер преследует доктора Чилтона (хоть и параноика, но в данный момент ни о чем не догадывающегося). Это и есть классический пример драматической иронии, и великолепный «крючок», который отсылает нас к воображаемой сцене, где Лектер мог бы отомстить Чилтону за свои небольшие страдания.

Ваша цель — сделать так, чтобы ридер оставался эмоционально вовлечен в каждую сцену от начала до конца. Если вы используете какой-то из этих «крючков», сможете спровоцировать ключевые «сторителлинговые» эмоции: предвкушение, любопытство, напряжение, удивление. И не только ваши сцены станут сильнее — в целом чтение сценария будет продвигаться более плавно и приятно.

Если вам понравилось, подписывайтесь на канал в Телеграме, Вконтакте или на kulakov.media.
Там я с нерегулярным постоянством пишу что-то интересное и дублирую сюда.