Театр всегда привлекал фотографов. Яркие эмоции, эксперименты со светом, умеющие работать на зрителя модели - и всё это в одном месте.
Но как и любая съемка, театральная имеет свою специфику. Именно о ней данная статья. Как всегда, это только личные впечатления от чуть более года тесного сотрудничества с театром. Нужно ли это кому-то? Как оказалось, да. Периодически всплывают вопросы от технических до более личностных, так что решил всё завернуть в подобный текстовый формат.
1. Где, как и с кем?
Прежде всего начну с описания "рабочего места".
Знакомьтесь, молодой омский театр "Центр Современной Драматургии". Несомненно, яркое событие для города, что он потом докажет своими спектаклями - достаточно острыми, со своими оригинальными решениями.
Начинать театру пришлось в здании бывшего кабаре (даже шест остался).
Меня туда позвали поснимать по знакомству, ведь профессионала организаторы ещё не могли себе позволить. Был риск, что вся идея не взлетит. Но она вполне взлетела, и театр даже смог переехать в центр города в добротное помещение. Ну и я вместе с ними.
И теперь на каждую премьеру я спешу как на работу.
2. Условия творческого труда.
Теперь начнем разбор условий, при которых производится съемка.
Во-первых, днём, когда идут репетиции, я нахожусь на работе, а потому съемка идёт уже непосредственно во время выступления. Так что сразу откидывайте возможность сменить точку съемки. Взамен я получаю ровно то же, что получает и зритель, без каких-либо условностей репетиции.
Во-вторых, современная драматургия - это во многом именно драма, что влечет за собой обилие теней и скудно освещённых сцен.
В-третьих, театр достаточно современный, чтобы в своих спектаклях экспериментировать с цветом и расположением источников света.
Теперь посмотрим, чем удалось ответить на это с технической точки зрения.
Прежде всего, это зум Tamron 28-75 со светосилой 2.8. Зум необходим, поскольку я не имею возможности перемещаться по залу, максимум - встать или присесть. Диапазона фокусных хватает практически для всех ситуаций, при этом выдавая более-менее разнообразные кадры. Светосила кажется не особо большой, но нередко в сцене присутствует более 2-х человек, так что совсем размывать фон в кашу нежелательно, да и промахи менее заметны (повторить-то не попросишь).
Во-вторых, canon 6d. Покупка полного кадра резко улучшила качество выдаваемых работ, поскольку в условиях слабого освещения можно было смелее повышать iso, да и ещё ряд плюшек добавился, о которых далее.
Немного подготовки перед спектаклем: выложить из карманов всё, что может греметь, бегло осмотреть место, где находишься (потом придётся двигаться там в темноте). У режиссёра заранее уточнить, не будет ли мой скромный уголок у края сцены задействован в постановке, иначе придётся искать другую точку.
Переключить аппарат на "бесшумный" затвор. В кавычках, потому что шум не исчезает совсем, но его слышит уже не пол-зала, а поменьше. В связи с этим и моменты для кадра выбираешь ни в коем случае не во время драматической паузы. Музыка, громкие междометия, смех зала - всё это маскирует отлично.
Экспозамер по центру. Уж слишком сложным бывает театральное освещение.
Ну и настройки, из-за которых можете смело плеваться: автоисо, автобаланс белого. режим приоритета диафрагмы. Да, я отдаю автоматике много параметров (правда выдержке задаю запрет на длительность свыше 1/60), но это помогает не отвлекаться на параметры, особенно во время динамичного спектакля.
Естественно, равы (и заранее подчищенная флешка под них).
Ну вот как-то и всё, дальше начинается работа предсказателя: садишься и встаешь, пытаясь предугадать жесты, эмоции и при этом быть достаточно незаметным, чтобы зрители не шикали. Кстати, мне за всё время не поступило ни одной претензии.
3. А что потом?А потом - бессонная ночь. На глубокую обработку времени нет, кадры просто прогоняю через лайтрум, кадрируя, корректируя свет (с появлением корректирующего градиента это стало вообще замечательно). Театр утром получит фотографии со спектакля. Я стараюсь отдавать достаточно много удачных кадров, потому что неизвестно, что потом пригодится театру в соц.сетях. Да и оценка фотографий разная. Мне будет важнее интересная композиция или свет, а театру важнее показать определенного актёра или ещё что-то.
В целом, это порой изматывающая съемка, но она мне нравится, потому что поддерживает во мне желание снимать и постоянно бросает вызов условиями съемки. А ведь ещё можно экспериментировать с фокусным или двойной экспозицией... Сколько путей ещё не пройдено!
А ещё это приобщение к искусству. И помощь замечательному проекту. Так что огромное спасибо ЦСД-Омск, надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Ниже просто подборка работ из театра, не вошедших в основной текст.