Найти в Дзене
Black Maria Кино 🎬

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА: Часть 11. Новый век

Часть 11. Новый этап развития российского кинематографа (2000-2010) В 21 век Россия вступила с укрепляющейся и развивающейся экономикой. Период дестабилизации был пройден, бизнес и государственные структуры уже сформировались и начали активно развиваться и совершенствоваться. В начале 2000-х стали активно развиваться кинотеатральные сети, такие как «Каро» (1997 г.), «Киномакс» (1999 г.), «Формула кино» (2002 г.), «Синема парк» (2004 г.). Большинство советских кинотеатров к этому времени уже либо были закрыты, либо куплены и переоборудованы частными лицами. Новая волна открытия кинотеатров предполагала открытие многозальных кинотеатров с современным оборудованием и ориентацией на пространство внутри крупных торговых центров. Кинотеатры прокатывали практически 100 % зарубежную продукцию. Обновление кинозалов и зрелищные приключенческие фильмы возродили любовь зрителей к большим экранам (В 2018 году в России насчитывается более 5000 кинозалов, тогда как в 2003 их было всего 600). Первое д

Часть 11. Новый этап развития российского кинематографа (2000-2010)

В 21 век Россия вступила с укрепляющейся и развивающейся экономикой. Период дестабилизации был пройден, бизнес и государственные структуры уже сформировались и начали активно развиваться и совершенствоваться.

В начале 2000-х стали активно развиваться кинотеатральные сети, такие как «Каро» (1997 г.), «Киномакс» (1999 г.), «Формула кино» (2002 г.), «Синема парк» (2004 г.). Большинство советских кинотеатров к этому времени уже либо были закрыты, либо куплены и переоборудованы частными лицами. Новая волна открытия кинотеатров предполагала открытие многозальных кинотеатров с современным оборудованием и ориентацией на пространство внутри крупных торговых центров. Кинотеатры прокатывали практически 100 % зарубежную продукцию. Обновление кинозалов и зрелищные приключенческие фильмы возродили любовь зрителей к большим экранам (В 2018 году в России насчитывается более 5000 кинозалов, тогда как в 2003 их было всего 600).

Первое десятилетие 2000-х российский кинематограф мог рассчитывать на широкий прокат только в случае его высокой конкурентоспособности. Государство практически не вмешивалось в кинопрокатную политику и не вело протекционных мер. Поэтому, несмотря на то, что кинопроизводство в это время уже достаточно было развито, российские фильмы зрители смотрели только в качестве исключения, когда срабатывало сарафанное радио или появлялись «блокбастеры».

Кадр из фильма "Бумер", 2003 г.
Кадр из фильма "Бумер", 2003 г.

Предыдущий период с множеством «самопальных» низкокачественных фильмов, не отвечающим достойному уровню ни содержательно, ни визуально, существенно подорвал интерес зрителей к отечественному кинематографу. К тому же большой поток иностранных фильмов, разом ставший доступным россиянам поднял планку запросов и выработал новый стандарт зрительских ожиданий относительно кинопродукции.Российский зритель не имел привычки смотреть российское кино. Лишь одному-двум отечественным фильмам в год удавалось вызвать к себе массовый интерес. Так, в 2001 году зрители с интересом смотрели «Сестры» (реж. С. Бодров), в 2002 – «Война» (реж. А. Балабанов) и «Антикиллер» (реж. Е. Кончаловский), в 2003 – «Бумер» (реж. П. Буслов), в 2004 – «72 метра» (реж. В. Хотиненко) и «Ночной дозор» (реж. Т. Бекмамбетов), в 2005 – «Турецикй гамбит» (реж. Д. Файзиев) и «Девятая рота» (реж. Ф. Бондарчук).

Кадр из фильма "Девятая рота", 2005 г.
Кадр из фильма "Девятая рота", 2005 г.

Помимо кинотеатральных сетей в России начали появляться частные кинопроизводственные компании, ведущие активную деятельность. Большинство основателей таких компаний вышли из телевизионной среды. Именно специалисты в сфере телевидения обратили внимание на возможности, которые потенциально может дать российский кинобизнес – в стране стала развиваться индустрия кино.

К середине 2000-х в России, благодаря денежным вливаниям инвесторов, произошел массовый переход на качественное современное кинооборудование, качество звука и изображения (в том числе и компьютерные спецэффекты) резко улучшилось и стало конкурентоспособным с зарубежными лентами. Такие компании как «Базелевс» (2004 г.), «Comedy Club Production» (2006 г.), «Enjoy Movies» (2010 г.) начали производство полнометражных фильмов. В основном ориентация таких частных компаний была на дешевые комедийные и приключенческие ленты. Например, фильм-альманах «Черная молния» (2009 г., реж. А. Войтинский, Д. Киселев), «Наша Russia. Яйца судьбы» (2010 г., реж. Г. Орлов), «Мамы» (2012 г.), «Горько!» (2013 г., реж. Ж. Крыжовников), «Защитники» (2017 г., реж. С. Андреасян) и др.

Кадр из фильма "Горько!", 2013 г.
Кадр из фильма "Горько!", 2013 г.

Однако российское государство никогда не передавало и не передаст кинематограф в частные руки полностью. С приходом к власти Владимира Путина в 2000 году правительство страны постепенно стало заниматься развитием патриотизма и гражданственности у населения. Бесконтрольность, творившаяся на кино- и телеэкранах постепенно стала регулироваться федеральными законами и постановлениями – ограничения коснулись эротической продукции; демонстрация потребления алкоголя и табакокурения, сцен насилия; продукция стала маркироваться в соответствии с возрастными ограничениями.

Экономика страны улучшалась и правительство в лице Министерства культуры все жестче и жестче стало контролировать и регулировать кинопроизводство. Возобновилось производство фильмов полностью и частично финансируемых бюджетными средствами. Государство начало выделять существенные бюджетные средства на поддержку кинопроизводства «для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, популяризации национальных кинофильмов в Российской Федерации и за рубежом».

Помимо этого с середины 2010-х годов оно стало проводить протекционистскую политику в отношении отечественного кинематографа средствами отзыва или невыдачи прокатных удостоверений на фильмы, присвоением возрастных рейтингов, квотированием отечественной продукции в кинопрокате и пр.

Усиление государственного контроля за кинобизнесом так и не позволило частным компаниям развить индустрию на основе здоровой конкуренции. В итоге существующая на сегодняшний день киноиндустрия – это государственно-частное партнерство. Фонд кино и Министерство культуры финансируют производство, прокат фильмов и даже открытие кинотеатров на своих условиях. На данный момент российское правительство не только оказывает финансовую поддержку фильмов на условиях возвратного и невозвратного денежного обеспечения кинопроектов, но и выступает непосредственным (но неофициальным) заказчиком лент на ту или иную тематику. Примерами таких заказных проектов являются фильмы «Легенда № 17» (2013 г., реж. Н. Лебедев), «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» (2016 г., реж. А. Аксененко), «Крым» (2017 г., реж. А. Пиманов) и др.

Кадр из фильма "Легенда № 17", 2013 г.
Кадр из фильма "Легенда № 17", 2013 г.

Современный российский кинематограф унаследовал советскую подчиненность государству, но практически утратил навык снимать актуальные и волнующее зрителей фильмы.

Тем не менее, в 2010-х годах благодаря предпринятым государством мерам, российское кино перестало быть единичным явлением. Фильмы систематично и регулярно прокатываются в кинотеатрах, СМИ и простые зрители их активно обсуждают, фильмы собирают довольно большую кинокассу.

Другими положительными тенденциями российского кинобизнеса стало:

- восстановление российской мультипликации (Особого успеха достигли полнометражный мультфильм «Алеша Попович и Тугарин змей» (2004 г.) и его продолжения; на телевидении налажен выпуск отечественных мультсериалов «Смешарики» (с 2004 г.), «Фиксики» (с 2010 г.), «Маша и медведь» (с 2009 г.) и др.);

- установление тесных бизнес контактов с иностранными кинокомпаниями (На территории страны стали работать представительства голливудских компаний, которые в том числе занимаются производством кинолент в России. Такие российские продюсеры как Александр Роднянский и Тимур Бекмамбетов стали достойными представителями российского кинобизнеса в Голливуде);

- распространение в стране кинособытийных мероприятий (Фестивали различного масштаба, спецпоказы, ретроспективы, киноконкурсы, недели национального кино, бесплатные кинопоказы в парках, Comic Con и пр.);

- развитие частного телевидения и интернет-кинотеатров (Увеличение конкуренции способствовало качественному улучшению телевизионного контента и расширению рынков киносбыта).

Кадр из фильма "Левиафан", 2014 г., реж. А. Звягинцев. Благодаря успешной работе продюсера А. Роднянского фильм получил международный прокат и был удостоен множеством зарубежных наград.
Кадр из фильма "Левиафан", 2014 г., реж. А. Звягинцев. Благодаря успешной работе продюсера А. Роднянского фильм получил международный прокат и был удостоен множеством зарубежных наград.

Слава современного отечественного кинематографа связана в первую очередь с именами Никиты Михалкова ("Сибирский цирюльник", 1998 г., "12", 2007 г., "Утомленные солнцем 2", 2010-2011 г.), Федора Бондарчука ("9 рота", 2005 г., "Сталинград", 2013 г., "Притяжение", 2017 г.), Александра Сокурова ("Русский ковчег", 2002 г., ), Алексея Балабанова ("Война", 2002 г., "Жмурки", 2005 г., "Морфий", 2008 г.), Андрея Звягинцева ("Елена", 2011 г., "Левиафан", 2014 г., "Нелюбовь", 2017 г.), Кирилла Серебренникова ("Измена", 2012 г., "Ученик", 2016 г.), Алексея Попогребского ("Как я провел этим летом", 2010 г.), Валерии Гай Германики ("Все умрут, а я останусь", 2008 г.), Валерия Тодоровского ("Стиляги", 2008 г.), Сергея Лобана ("Пыль", 2005 г., "Шапито-шоу", 2011 г.), Ивана Вырыпаева ("Кислород", 2009 г.), Сергея Дворцевого ("Тюльпан", 2008 г., "Айка", 2018 г.) и др.

В целом, современный российский кинематограф вполне вписывается в современные мировые кинопроцессы. Конечно, Россия находится на позиции догоняющего. Российское кинопроизводство имеет все основания быть намного более прибыльным и иметь куда больший международный вес, чем сейчас.