Часть 10. Тотальная перестройка кинематографа (1980-1990)
В 1982 году умер генеральный секретарь СССР Леонид Брежнев. После его смерти накопленные проблемы социального, политического и экономического характера стали расти в геометрической прогрессии. С приходом к власти Михаила Горбачева в 1985 году начинается «перестройка», в конечном итоге завершившаяся распадом СССР и приватизацией основных промышленных предприятий страны.
Хотя крупные государственные кинопредприятия, такие как «Мосфильм», «Ленфильм» и «Союзмультфильм», не были приватизированы в 90-е годы, они крайне болезненно пережили переход от тотального государственного регулирования к свободному рынку. Кинематограф России так и не перешел полностью в частные руки, оставшись подконтрольным государству. Однако с середины 1980-х годов произошли следующие существенные изменения:
1) Провозглашается политика гласности. Отказ от цензуры и пропаганды буквально упразднил все комитеты и органы, отвечавшие за контроль кинематографической деятельности в стране. С одной стороны это было хорошей новостью, так как освобождало от оков государственного регулирования и даже позволило выпустить «положенные на полку» фильмы, но с другой стороны это было трагедией. Жесткий контроль государства все предыдущие годы гарантировал большую востребованность кинопродукции и достаточно высокое финансирование. В 1987 году государство отдало кинематографистам свободу слова и забрало материальную и организационную поддержку.
Кинопроизводство не остановилось, подчиняясь силе инерции киноиндустрия продолжала производить фильмы, однако к середине 1990-х годов количество выпускаемых фильмов не превышало даже 50-ти.
От начала 1980-х к началу 1990-х годов отечественный кинематограф плавно от образа светлого и доброго мира перешел к «чернухе».В начале 1980-х выходят такие фильмы как «Родня» (1981 г., реж. Н. Михалков), «Чучело» (1984 г., реж. Р. Быков), «Мой друг Иван Лапшин» (1984 г., реж. А. Герман), которые по своей атмосфере еще соответствуют фильмам 70-х годов, но все больше и больше показывают мир и людей в негативном свете.
К началу 1990-х годов на экранах появляются такие ленты как «Город Зеро» (1988 г., реж. К. Шахназаров), «Утомленные солнцем» (1994 г., реж. Н. Михалков), «Интердевочка» (1989 г., реж. П. Тодоровский), «Авария – дочь мента» (1989 г., М. Туманишвили), «Маленькая Вера» (1988 г., реж. В. Пичул), которые уже довольно откровенно критикуют советскую власть, обнажая ее негативные стороны.
А к концу 1990-х российские фильмы практически полностью переориентировались на производство криминальных драм и боевиков – режиссеры и сценаристы с упоением демонстрировали убийства и драки, секс и «обнаженку», делая главными персонажами безнаказанных преступников и матершинников – все то, что было под запретом долгие годы. Наиболее удачными примерами таких лент являются «Брат» (1997 г., реж. А. Балабанов), «Ворошиловский стрелок» (1999 г., реж. С. Говорухин), «Страна глухих» (1998 г., реж. В. Тодоровский).
2) Узаконивается частное предпринимательство. Кинопроизводство в тот период времени никем особо не рассматривалось как перспективный и выгодный вид деятельности. Частные кинокомпании начали производить фильмы, но существенно ситуацию с кинематографом не изменили.
Но свободная экономика в значительной степени изменила кинопрокат. Кинотеатры переживали довольно сложный период – часть из них перешла в руки бизнесменов, часть прекратила существование, часть осталась во владениях государства и в тот период времени болезненно переживала все изменения. Политика гласности позволила попасть в страну огромному пласту мировой кинематографии, которая оставалась ранее за железным занавесом. В кинотеатрах и на телевидении активно показывались зарубежные блокбастеры.
Но самое большое влияние узаконивание частного предпринимательства в эти годы имело благодаря появлению и бурному распространению бизнеса, связанного с продажей новых моделей телевизоров, домашних видеомагнитофонов и видеокассет к ним (причем продукция не была лицензирована, повсюду продавались пиратские копии фильмов с ужасным «гоблиновским» переводом). Также как и в США, домашний видеопросмотр существенно повлиял на отток зрителей из кинозалов. В России, наложившись на организационные и экономические проблемы, VHS практически уничтожил практику походов в кинотеатры. К тому же следует понимать, что эти годы оказались для огромного количества жителей страны проблемными – как в экономическом, так и в социальном плане. Страна стремительно катилась к разрухе и переживала экономический, социальный и политический кризисы одновременно. Было не до походов в кинотеатры.
Эпоха 90-х многим запомнилась отсутствием нормального перевода и пиратскими видеокассетами - на видео пример стандартного перевода тех времен.
Видеомагнитофоны не только усадили российских зрителей за домашний телеэкран, но и качественно изменили кинематограф – главным любимым жанром в те годы стали дешевые американские боевики. На видеокассетах с Ван Даммом, Шварценнегером, Лунгреном, Сигалом и др. выросло целое поколение кинозрителей (В США в этот период поколение детей, смотрящих телевизор и видеокассеты уже выросло и стало снимать «Звездные войны», «Челюсти», «Крестного отца», «Титаник» - высококачественные технологичные блокбастеры с новыми стандартами киноповествования).
3) Улучшение отношений с Западом. Холодная война завершилась, железный занавес рухнул и образ прогнивающего Запада сменился идеализированным представлением о жизни за рубежом. Многие эмигрировали в США. Эти веяния в общественном сознании наряду с возможностью снимать фильмы не только на территории России воплотились в фильмах на тему «русские за рубежом». На экраны выходят фильмы «Паспорт» (1990 г., реж. Г. Данелия), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992 г., реж. Л. Гайдай), «Американский дедушка» (1993 г., И. Щеголев), «Ты у меня одна» (1993 г., реж. Д. Астрахан), «Американская дочь» (1995 г., реж. К. Шахназаров), «Хочу в тюрьму» (1998 г., реж. А. Сурикова) и др.
4) Выход республик из состава СССР. В течение 1991 года большая часть народных республик объявляет о своей независимости и перестает быть частью СССР. Для кинематографа это означало разрыв отношений с киностудиями, активно работавшими на территории большинства республик. Крупные киностудии в этих странах сохранились, однако более-менее активную деятельность они начали восстанавливать лишь в 2000-х годах.
5) Война. В середине 1990-х внутри страны разразилась война – на территории Чечни и приграничных регионов Северного Кавказа шли ожесточенные длительные военные действия за контроль над территорией. Естественно, это не могло не отразиться на тематике кинофильмов. Вышло много резонансных картин о чеченской войне, таких как «Кавказский пленник» (1996 г., реж. С. Бодров), «Блокпост» (1998 г., ред. А. Рогожкин), «Война» (2002 г., реж. А. Балабанов) и др.
6) Становление Российской федерации. В 1991 году СССР прекратила свое существование и вслед за этим перестала существовать Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Отныне страна стала именоваться Российской Федерацией. Помимо изменения названия, провозглашения рыночной экономики и политики гласности, Россия изменила свои ценности и представления о будущем. Советская идеология была признана неверной, общество длительное время оставалось без каких-либо религиозных, ценностных и моральных ориентиров. Страна заново выстраивала собственное самосознание. В кинематографе эти поиски отразились в фильмах, изображающих «русскую душу» и жизнь русского человека в реалистичном, неидеализированном образе. Большой успех имели картины «Особенности национальной охоты» (1995 г., реж. А. Рогожкин) и продолжения, «Мама» (1999 г., реж. Д. Евстигнеев), «Про бизнесмена Фому» (1993 г., реж. В. Чиков), «Принцесса на бобах» (1997 г., реж. В. Новак), «Не послать ли нам … гонца?» (1998 г., реж. В. Чиков), «Мама, не горюй» (1998 г., реж. М. Пежемский) и др.
Период 1980-1990-х годов – был пройден российским кинематографом очень болезненно. Многие кинематографисты вынуждены были оставить профессию и начать заниматься чем-то другим. Большое кино, особенно в начале 1990-х, растеряло очень многое – не только специалистов, не только работавший и отлаженный механизм кинопроизводства и кинопроката, но и утратил качественную, содержательную основу. Это было время «лихих девяностых», существовало только «здесь и сейчас» - люди не гнались за качеством, главным было делать деньги. В этот период в стране появились ручные кинокамеры – кино и телепередачи стали «клепаться» очень низкого качества.
Если для большого экрана этот период был периодом упадка, для телевидения этот период стал периодом экспоненциального роста. Сегодня это сложно представить, но в СССР был всего один государственный канал, ближе к перестройке существовало 4 канала и все были государственными. Как только появилась возможность вести бизнес, телевидение обогатилось множеством частных телевизионных компаний. Трансляция рекламы, отсутствие конкуренции и бешенная популярность у населения – телеканалы были настоящей золотой жилой. Так как цензура или какое-то регулирование отсутствовало, каналы транслировали все, что им казалось выгодным. Сначала каналы заполонила зарубежная продукция – фильмы, анимация и сериалы. Довольно быстро частные каналы, также как и государственные, начали самостоятельный выпуск различных дешевых передач, ток-шоу и сериалов, создаваемых по подобию зарубежного телевидения (Огромную популярность имели юмористические шоу «33 квадратных метра», «Осторожно, модерн», «Каламбур», «Городок», «Аншлаг»»; детективный сериал «Улицы разбитых фонарей»; ток-шоу «Моя семья», программы «Взгляд», «Мы», «Час Пик» и др.).
Многое, что тогда создавалось на телевидении, конечно, было очень низкого качества и существенно уступало зарубежным аналогам. Но именно развитие конкуренции и материальное благополучие телевизионных каналов в 2000-х годах во многом стало основой возрождения и развития качественного кинематографа в России.