Найти в Дзене
Black Maria Кино

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА: Часть 9. Золотой фонд кино

Оглавление

Часть 9. Формируя золотой фонд отечественного кинематографа (1960-1970)

Экономические послевоенные трудности и политический изоляционизм СССР в значительной степени отграничили отечественный кинематограф от процессов общемирового развития. В 1950-е годы в США уже активно развивалось домашнее телевидение, началось распространение видеомагнитофонов и видеокамер, а кинотеатры экспериментировали с технологиями 3D, панорамными и широкоформатными экранами, на рынке кинооборудования вводится новый стандарт кинокамер и кинопроекторов. Советский союз же значительно отставал от Запада в техническом плане.

Свойственное для довоенных годов равнение российских кинематографистов на голливудскую продукцию сошло на нет. СССР стали более плотно сотрудничать с европейскими странами и азиатскими странами. Развернувшая холодная война между СССР и США исключила попадание большинства американской кинопродукции на отечественные киноэкраны.

Советский кинематограф к 1960-м годам выработал свой собственный уникальный стиль киноповествования. В этот период появляется отечественное авторское кино – уникальное по стилю и повествованию с одной стороны, а с другой – не противоречащее стандартам социалистической идеологии и часто даже личным предпочтениям представителей государственной власти. Достижения отечественного кинематографа этого периода в первую очередь связаны с именами нового поколения выпускников ВГИК:

Андрей Тарковский
Андрей Тарковский

Андрей Тарковский

Андрей Тарковский является всемирно известным кинорежиссером, работы которого многие кинематографисты, в том числе зарубежные, признают источником собственного вдохновения. Его фильмы «Иваново детство» (1962 г.), «Андрей Рублев» (1971 г.), «Солярис» (1972 г.), «Зеркало» (1975 г.), «Сталкер» (1980 г.) имеют уникальный режиссерский стиль. Фильмы отличаются своеобразной эстетикой и спокойным нединамичным повествованием. Особенностью фильмов Андрея Тарковского является его умение рассказывать историю внутренних переживаний и размышлений персонажа посредством внешних кинематографических приемов изобразительности.

Сергей Бондарчук
Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук

Имя актера и режиссера Сергея Бондарчука в первую очередь связано с триумфом его четырехсерийной экранизации произведения Л. Толстого «Война и мир» (1966-1967 г). Мир по достоинству оценил способность режиссера перевести настолько монументальное литературное произведение на киноязык.

Василий Шукшин
Василий Шукшин

Василий Шукшин

Василий Шукшин был актером, режиссером и сценаристом. Его фильмы отличаются специфической тематикой – он исследовал актуальные для того времени проблемы городской и деревенской жизни советского народа, которая уже в 1960-х годах представляла собой разительный контраст. Наиболее известные его фильмы о «простом человеке»: «Живет такой парень» (1964 г.), «Печки-лавочки» (1972 г.), «Калина красная» (1974 г.).

Другие значимые имена кинематографистов, работавших в период 1960-1970-х годов: Ролан Быков, Михаил Ромм, Александр Митта, Алексей Герман, Андрей Кончаловский и др.

Особое значение в истории российского кинематографа сыграло становление яркого стиля советской трагикомедии. Наиболее известными представителями советской комедии являются Георгий Данелия, Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай.

Г. Данелия (посередине) с актерами фильма "Мимино"
Г. Данелия (посередине) с актерами фильма "Мимино"

Г. Данелия снял в этот период фильмы «Я шагаю по Москве» (1963 г.), «Не горюй!» (19698 г.), «Джентльмены удачи» (1971 г.), «Афоня» (1975 г.), «Мимино» (1977 г.), «Осенний марафон» (1979 г.) и др.

Л. Гайдай (справа) на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Л. Гайдай (справа) на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Л. Гайдай снял «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 г.), «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1966 г.), «Бриллиантовая рука» (1968 г.), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.) и др.

Э. Рязанов (слева) на съемках фильма "Вокзал для двоих"
Э. Рязанов (слева) на съемках фильма "Вокзал для двоих"

Э. Рязанов снял «Карнавальная ночь» (1956 г.), «Берегись автомобиля» (1966 г.), «Старики разбойники» (1971 г.), «Ирония судьбы, или с Легким паром!» (1975 г.), «Служебный роман» (1977 г.), «Вокзал для двоих» (1982 г.) и др.

Успешно сочетая яркий индивидуальный стиль с подчинением требованиям и цензам государства, эти кинематографисты смогли создать множество универсальных, понятных и близких многим поколениям историй.

Большинство их фильмов относится к категории «семейные комедии» - это добрые истории, в которых мир, несмотря на присутствие в нем негативных персонажей, представлен как справедливый, безопасный и дружелюбный. Главные персонажи этих фильмов хоть и являются положительными героями, предстают как неидеальные, имеющие недостатки и отрицательные черты люди. Сюжеты этих фильмов, несмотря на стопроцентное соответствие советским идеалам, являются удачным примером голливудских стандартов сценарного мастерства.

В целом этот период характеризуется как наиболее плодотворный в истории российского кинематографа. Изучение, экспериментирование и теоретизирование возможностей кинематографии завершилось в довоенные годы и начался активный период реализации творческого потенциала нового поколения кинематографистов. Холодная война и железный занавес позволяли советскому кинематографу и телевидению спокойно развиваться, без потребности конкурировать с техническими достижениями Запада.

Кинематограф СССР активно сотрудничал и кооперировал с Европейскими и Азиатскими странами, что играло безусловно положительную роль. Так, в 1975 г. был выпущен советско-японский фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Тесные связи были выстроены между СССР и Италией – в эти годы были сняты фильмы «Они шли на Восток» (1964 г.), «Подсолнухи» (1970 г.), «Приключения итальянцев в России» (1973 г.) и другие.

В национальных республиках СССР выпускались интересные колоритные ленты, которые существенно обогащали отечественный кинематограф.

Советская мультипликация в 1960-70-е годы достигла огромных высот и была высокопродуктивной. Освоив диснеевскую технику изображения, ознакомившись с достижениями европейских мультипликаторов, отечественным аниматорам удалось сформировать оригинальные изобразительные решения.

Читайте далее: Часть 10. Тотальная перестройка кинематографа (1980-1990)