Сто восемьдесят лет назад, в 1838 году в Ломбардии в бедности и безвестности умерла Мария Косвей, корреспондентка Томаса Джефферсона и одно время самая обсуждаемая женщина Европы. В 1790 году она бросила своего мужа и отправилась в гастрольный тур по Италии вслед за знаменитым певцом-кастратом Луиджи Маркези.
И началось...
Как только на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков появились солирующие музыканты, скрипачи, пианисты и вокалисты, так появились и безумные фанатки, сопровождавшие их в поездках и сидящие в первых рядах на всех концертах.
Сначала Европу захватила листомания. Генрих Гейне писал, что это - «нарушение психики, характеризующееся галлюцинациями», «сильнейшая страсть или желание». Женщины доходили до того, что вырывали у Листа волосы и подбирали пепел от его сигары, который затем прятали на груди. Вагнерианки ездили за своим кумиром вагонами и всегда занимали места в первых рядах.
(Обри Бердслей. Вагнерианки)
В России еще до лемешанок и козловитянок были лабинистки - поклонницы певца Андрея Лабинского. Они следовали за певцом в его гастрольных поездках по России. По сообщению «Русской музыкальной газеты» от 1905 года на камерных концертах билеты в первых рядах стоили десять рублей (по тому времени – очень большие деньги). Как-то разъярённый муж одной из «лабинисток» стрелял в артиста, но промахнулся.
«Папины поклонницы буквально теряли разум! Когда в Большом пел кто-то из тех, кого они считали его конкурентом, эти женщины срывали спектакли, свистя и мяукая. А мою маму, оперную певицу Ирину Масленникову, они чуть не убили прямо на сцене, сбросив на нее с верхнего яруса два мешка медяков», — вспоминала Мария Сергеевна, дочь С.Я. Лемешева.
У лемешисток даже был гимн:
"Две лемешистки в поздний час козловитянку удавили..."
Каждый раз после передач о Лемешеве, Козловском, Магомаеве и даже Блоке мне приходят десятки писем от женщин, рассказывающих, что у них с этими людьми был роман.
- Ох, нам бы их заботы, - вздыхают люди, слушая эти истории и глядя на
поединки современных фанаток.
"Слащавый шум восхищения, когда его так много, действует раздражающе", - вспоминают фразу Натальи Сац о Лемешеве, думая о таких агрессивных поклонницах безо всякой благодарности, сами артисты ( не хочу быть неправильно понятой - лично Сергея Яковлевича Сац очень ценила).
Что же ведет этих женщин?
Они утверждают, что любовь.
И большинство их них при этом совершенно искренни.
Вопрос в том, что мы понимаем под этим словом.
Ну, во-первых, желание привлечь внимание яркого, харизматичного
мужчины обусловлено биологически.
Во -вторых, люди часто принимают за любовь любые яркие эмоции. У нас в жизни забот много, радостей поменьше и людям хочется вновь и вновь
переживать сильные эмоции, жить более наполненной жизнью, дожить,
допережить все то, что не сложилось. Искусство дает им эту возможность. У него есть и катарсическая функция, и рекреационная…да и каких только
нет…
В-третьих, многие психологи говорят, что за этим стоит механизм проекции.
Кумир часто превращается в предмет вытесненных в подсознание
или желаемых чувств и состояний. Он вызывает желание проецировать
на него все остальные положительные черты. Кажется, что «герой» всегда
будет добрым и любящим, как, например, папа, который ушел из семьи и
оставил на своем месте только незакрытый гештальт. Который и предстоит
«закрыть» кумиру. С учетом того, что мы – страна тотальной безотцовщины, масштабы бедствия понятны.
При этом наука говорит, что среди демонстративных поклонниц очень много женщин с ярко выраженной истероидностью характера. Им мало «тихонько любить» — эти люди влюбляются не в артиста, для них это — ещё один способ привлечь внимание к своей персоне.
Вообще я заметила, что в любовь без взаимности, особенно к звезде,
публичной персоне, часто играют не наивные мечтательницы, а холодные
эгоистичные женщины. Это же - очень удобная позиция. Выбирается
заведомо недоступный объект, о чем объявляется всем знакомым, которые теперь с уважением относятся к твоим высоким чувствам и развитой духовности. Рейтинг среди окружающих растет. Затраты при этом минимальны: билет на концерт или спектакль пару раз в месяц, плюс цветы. Не больше 10 тыс. Плюс удовольствие от посещения театра, культурная компания и возможность сплетничать в группах поклонниц. В реальных отношениях этим никак не обойдёшься.
А если объект страсти вдруг надоел, или разонравился, или постарел,
спокойно уходишь от него к режиссёру Будимиру Косому без слез и
выяснения отношений. Действительно, «отношения» с кумиром
односторонни, их не нужно поддерживать, в них не нужно вкладываться. Но о них можно рассказывать. При этом бывает, что «любовь» захватывает
настолько, что люди (в 90% случаев это женщины) начинают мечтать о сексе с кумиром и даже рассказывать об этом.
И вот тут надо четко отделять мечты и рассказы от действительности .
На первый взгляд удивительно, что сексуальными фантазиями делятся весьма возрастные женщины, а не молодежь. Но только на первый. Ведь во-первых, в их молодости секс был одной из немногих зон приватности, во-вторых – способом заявить о своей субъектности, в-третьих (из-за проблем с жильем, контрацепцией и прочим) – запретным плодом. Вот теперь они, не реализовавшись в молодости, и испытывают на концертах и спектаклях отчетливо сексуальные переживания.
Существует множество закрытых групп, посвященных самым разным артистам, в которых сексуальные фантазии их участниц причудливо сочетаются с обожествлением кумира. Обычно "звезда" именуется Он, Артист и так далее, по характеру общения эти группы напоминают секту, а религиозные высказывания несут все черты апостасийности. Это объяснимо: в годы молодости их участниц поверхностная религиозность ( типа посещения церкви один раз в год на Пасху) вместе с хождением без шапки, курением и сексом была способом заявить о своей взрослости. Неповзрослевшие люди так и живут с этим пакетом представлений о вере и личной жизни.
Как на это реагировать?
С одной стороны, несомненно, с пониманием. Искусство – сфера приватного, кто что хочет, тот то и чувствует.
Но, понимание и потакание разные вещи. Среди «безумно влюбленных» есть не только те, кто сами себе сочиняют и песни, и судьбы, но и расчетливые аферистки, повышающие рассказами о выдуманных романах свой рейтинг, втирающиеся в доверие к людям, решающие какие-то проблемы. И этому потакать нельзя.
«Бред не поддерживаем, бред не опровергаем», - вот золотое правило
поведения с такими людьми. Рассказала вам тетенька, что она – невеста звезды, скажите: «Рада за Вас» и идите дальше, а не бегите писать пост в соцсетях об этой потрясающей новости.
Мне несколько раз приходилось беседовать об этом с такими вот самодеятельными ньюсмейкершами.
- Вы же взрослый человек, с жизненным опытом, с высшим образованием, - безуспешно взывала я.
- Да, но эта дама так уверенно себя позиционировала, так солидно держалась, - отвечали мне.
Наконец я вспомнила, где слышала такие же ответы. Когда я в молодости работала криминальным репортером, эти же вопросы при мне задавали следователи людям, которые отдали тем, кто "уверенно себя позиционирует", свои сбережения или квартиры.
Прошло время, свое имущество мы уже научились беречь. А вот чужие репутации еще не очень.
- И всё-таки дыма без огня не бывает, - сказала мне одна очень серьезная и положительная женщина, прочитав это.
- Конечно, - согласилась с ней я, - только «огонь» в этом случае не поведение «звезды», а психиатрическое состояние или корысть рассказывающего, а дымовую завесу создаем мы сами.
Будьте здоровы.