Однажды к Будде пришел важный брахман и спросил его, что такое высшая жертва. Тогда Будда рассказал ему об одном царе, который жил в былые времена.
Царь этот был счастлив и могуществен, он одержал множество крупных побед и подчинил себе полмира. И вот он решил принести крупную жертву богам.
А чтобы решить, какой должна быть эта жертва, царь призвал к себе известного святого. Он был известен в то время, и многие обращались к нему за советом.
Святой сказал царю, что ему нужно сначала устроить жизнь своих подданных так, чтобы она была спокойной, сытной и безопасной. Только после этого можно приносить жертву. Однако царским слугам надлежит сделать свое дело по доброй воле, без принуждения, к тому же они не должны убивать никого из живых существ. Они могут возлить масло, молоко, мед. Тогда жертва будет признана достаточной.
—Но есть жертва выше — сказал Будда своему собеседнику. — Принести ее еще проще, и она очень благотворна. Это раздача подаяния бедным монахам, а также постройка жилища для Будды и последователей его .
Есть и выше жертва. Чтобы ее принести, нужно прийти к постижению учения Будды, не совершать обмана и не лгать, и никогда не убивать ни одно живое существо.
И выше есть жертва: отречься от всего мирского, пройти посвящение в монахи и так обрести покой.
А высшая из жертв, которая доступна человеку—это пройти монаший путь и в конце его обрести искупление, а также уверенность в том, что никакие привязанности к миру на него более не действуют.