Эх, говорили мне в детстве: "Хватит витать в облаках"! А я, как положено ребенку, никого не слушала (и правильно делала), разглядывала, как перистые фигурки не спеша плывут по небу в даль и представляла куда отправилась бы, будь я на месте облаков, мечтала рассматривать землю с небесной высоты и каждый день выбирать не изведанные маршруты для своих облачных странствий.
Мечты мечтами, но у всех в детстве есть любимое занятие, которым мы продолжаем заниматься и во взрослой жизни.
Вот и мое "витание" в облаках вскоре превратилось в работу...
Легкие взлеты, мягкие посадки, самые лучшие виды из окна моего "офиса", новые страны и города. Один день не был похож на другой. Казалось, что вот он, мой рай.
Все это, конечно, здорово, необычно и не забудется никогда, но в какой-то момент я поняла, что и этого мне не достаточно. Я хочу большего. Хочу быть тем человеком, благодаря действиям которого, самолет, словно птица взмывает вверх и так же плавно садится. Хочу держать штурвал и уметь управлять самолетом.
Я долго раздумывала, пыталась тренироваться на симуляторе, не могла определиться - мое это или нет и так ли нужно мне это вообще? Мои сомнения увеличивались, время шло, самолеты продолжали взлетать и садиться, но все-таки известная мудрость "пока не попробуешь - не узнаешь" однажды заставила собрать себя в кучу и поехать в аэроклуб.
Техник выкатывает нашего 300-килограммового малыша из ангара, осматривает и заливает в баки топливо. А я тем временем получаю инструктаж от командира Андрея. Ему 63 года, из которых он 40 лет в авиации, в прошлом военный летчик. Да, авиация - это навсегда, попробовав один раз, влюбляешься на всю жизнь!
Я понимаю, что я в надежных руках и волнение, преследовавшее до этого меня весь день, мгновенно улетучивается.
Не успеваю моргнуть, как уже сижу в кресле, пристегнутая ремнем, одеваю наушники.
Какой же ты маленький! Нда, Боинг-737 просто Альфа-Центавра в сравнении с нашим Пионером-330!
Мы прогреваем двигатель, проверяем органы управления и занимаем исполнительный старт. Мне не верится, что я сижу в кресле Второго пилота и это происходит здесь, сейчас и со мной!
- Борт 063 занял исполнительный старт. Разрешите взлет, вылет по кругу.
- Борт 063, взлет разрешаю, вылет по кругу. - повторяет диспетчер.
Закрылки выпущены.
Рули в нейтральном положении.
РУД на полный газ.
Самолет начинает разбег. Мне все еще не верится в происходящие события, в голове мяукает толпа котиков.))
Командир тянет РУС на себя и на скорости 100 км в час мы отрываемся от полосы.
Он убирает шасси, затем закрылки. Через считанные минуты мы набираем безопасную высоту и Андрей делает доклад на землю:
- Борт 063 на точке, ухожу в зону выполнения фигур высшего пилотажа.
- Борт 063, вас понял.
Воздушное судно набирает 1000 метров.
- Сейчас я сделаю крутой разворот влево, чтобы посмотреть потянет ли твоя вестибулярка дальнейшие фигуры. Как только почувствуешь ухудшение в самочувствии - говори сразу.
Я киваю, расплывшись в счастливой улыбке чукотского ребенка и по прежнему не верю своим глазам, но вспоминаю инструктаж, необходимые действия.
Командир поворачивает РУС влево и на себя, самолет резко накренивается на левый борт. Охренеть! Я бы назвала это "Забудь все, что ты видел до этого"! Еще никогда я не чувствовала на столько центробежную силу на себе. Меня сильно вдавливает в кресло, голова падает вниз и кажется, что она вообще сейчас оторвется, хочется поддержать ее руками, но благодаря законам физики их тоже не возможно поднять. Тогда начинаю действовать согласно инструктажу - напрягаю позвоночник и пресс, выпрямляю спину - все нормализуется.
- Все в порядке, - я докладываю кэпу о самочувствии.
Он улыбается: "Тогда приступим к основной программе. Начнем с бочки. Я выполняю. Затем, ты под моим руководством повторяешь."
Мне ничего не остается кроме как напрячься в предвкушении самой захватывающей авантюры в моей жизни.
Он делает бочку. После того, как я более менее пришла в себя от переполняемых эмоций, объясняет, как выполнить маневр.
Тяну ручку немного влево и на себя, фиксирую в нейтральном положении. Резко отклоняю ее влево до упора, самолет делает оборот 360 градусов вокруг своей оси и как только он возвращается в исходное положение, возвращаю РУС в нейтральное положение.
Я сделала это. Я. Выполнила. Бочку. Под руководством инструктора, но я это сделала! Сделала! Сделала! Сделала!
В глазах немного потемнело, закружилась голова и стало подташнивать от перегрузки, но от восторга и чувства гордости за то, что я сейчас сделала, я не придаю этим мелочам значения.
Далее под его руководством были боевые развороты, петля Нестерова в нескольких вариациях и проход на малой высоте над взлетной полосой…
Сумасшедшие перегрузки, сосредоточенность и концентрация внимания на всех мелочах, большой риск, которому ты подвергаешь себя каждый полет - поверьте, это того стоит!
К сожалению, передать словами все те чувства, которые я испытала в тот знаменательный день не представляется возможным. Правильно говорят - никогда не узнаешь, пока не попробуешь. Я попробовав, похоже, открыла новую страницу в своей жизни и теперь планирую достичь еще больших высот.
В момент простого прохода по кругу, как человек, безнадежно влюбленный в небо, я снова убедилась - будь у самолета бездонные баки, у меня не было бы поводов возвращаться на землю!