Найти в Дзене
Кинцо

Тупик

Фильм 2003 года «Тупик» обозначен как фильм ужасов тире триллер с элементами черной комедии. И режиссера у этого фильма аж два - Жан-Батист Андреа и Фабрис Канепа. И это сразу должно было меня насторожить — в последний раз парная режиссерская работа была на фильме «Круг» - и все обернулось просто феерическим провалом. В этот раз все тоже не слишком радостно — мало того, что сюжет как-то не слишком убедительный, так ещё и реализация сильно подкачала — по многим причинам.

Сюжет вроде бы прост и в то же время мог обернуться чем-то интересным, ну по меньшей мере — стоящим. Семья — папа, мама, сын, дочь и жених дочери — едет в машине на празднование Рождества у родителей мамы в некоем другом городе. Папа решает поехать по короткой дороге через лес и через какое-то время понимает, что заблудился. Дальше — больше — на дороге им не встречаются ни встречные машины, ни заправки, ни города — ничего — только темная дорога и лес. По пути они встречают некую женщину в белом (она в титрах так и обозначена — Женщина в белом) с ребенком и решают её помочь — в результате жениха дочери увозит таинственный черный кадиллак. Телефоны вне зоны, ничего не понятно, помощи ждать неоткуда. Постепенно один за другим гибнут почти все члены семьи попутно раскрывая свои сокровенные тайны. В самом конце изумленный и измученный глупостью всего происходящего зритель узнает в чем собственно там было дело.

Первая жертва в окне таинственного черного кадиллака.
Первая жертва в окне таинственного черного кадиллака.

Википедия сообщает, что сценарий писался аж шесть лет. Вот что там можно было придумывать шесть лет? Сценаристами выступили — сюрприз! - режиссеры картины. Оба — французы, но фильм должен был стать англоязычным. Через какое-то время проект вовсе перенесли в Америку, но режиссеров зачем-то оставили. Ну, это они напрасно…

Сюжет постоянно провисает. Ситуацию частично спасают более-менее известные актеры — немолодую семейную пару сыграли Рэй Уайз (папа Лоры Палмер в "Твин Пиксе") и Лин Шей (через несколько лет засияет в "Астралах"), но с бездарным, словно черновым, монтажом актерской игрой не справиться. Это мрак — в фильме совсем потерян всякий ритм — от этого возникает ощущение, что смотришь фильм семидесятых годов — благо, музыка способствует (это только сначала. К середине просмотра уже кажется, что смотришь какую-то студенческую работу).

Все самые потенциально крутые моменты — выпущены или испорчены убогим монтажом. То есть — герои видят что-то ужасное — и камера на них смотрит добрые две минуты прежде, чем они что-то предпринимают. При этом зрителю видеть этот весь кошмар вовсе необязательно, решили режиссеры. Может, таким образом пытались оградить хрупкую психику зрителя от омерзительных сцен? Тогда непонятно зачем Женщина в белом в одной из сцен отрывает зубами (!) нижнюю губу одного из героев — так, знаете ли, натуралистично… О приемах для передачи всяких ух-моментов я вообще молчу — они пришли словно из пятидесятых — та же дрожащая камера и вусмерть заезженная музыка.

Ах, да. Мотивации героев — дело совсем необязательное. К примеру, подросток, едущий с родителями к бабушке на остановке решает вдруг заняться в лесу рукоблудием — и для этого у него всегда с собой «взрослый» журнальчик! Беременная дочь, оставшись в лесу в одиночестве (тот ещё поступок «родителей года» - для того, чтобы помочь Женщине в белом, найденной на дороге, они оставляют дочку на том же месте, а в машину сажают Женщину) решает покурить — отличное решение для беременной! Впрочем, там ещё много такого.

То, что видят герои, зрителю не покажут.
То, что видят герои, зрителю не покажут.

(ТУТ СЕЙЧАС БУДЕТ СПОЙЛЕР)

На каком-то форуме я увидел комментарий вроде «люблю фильмы с неожиданной развязкой». Я тоже люблю. В этом случае развязка была в том, что в самом начале папа уснул за рулем и машина столкнулась с машиной Женщины в белом. Погибли все, кроме беременной дочери и в оставшиеся время герои пытаются выехать с бесконечной дороги в лесу к непонятному городу Маркотт — это название — фамилия доктора, которая лечит единственную выжившую (сцена с доктором — тоже впечатляет, кстати говоря. Актриса, вероятно, просто не знала, что она играет доктора, а не одинокую женщину, которая жаждет познакомиться хоть с каким-то мужиком).

Я сознательно дал этот спойлер для того, чтобы тот, кто это прочтет, не тратил время на просмотр этого «шедевра».

Идея-то была вовсе недурная! Только стоило бы нормально её воплотить — и все было бы хорошо (тем удивительнее для меня неплохие оценки на Кинопоиске, к примеру)

Кинопоиск — 6, 7

IMDb — 6, 6

Кинцо — две пачки чипсов из десяти.

И трейлер нарезан так, что сразу понимаешь — это лютый трешак. Жаль, что я не посмотрел его перед фильмом.

А вы что думаете об этом киношедевре?