Маша шла в институт. Да что там говорить, не шла, а ковыляла. Казалось, что ноги затягивает в асфальт, как в болото. Если бы не красные сапоги и модное пальто с ярким палантином, ее можно было бы принять за старушку. Яркие осенние краски ничуть не радовали. И даже необычно теплый и солнечный для октября день только добавлял раздражения в ее бурлящий котел эмоций.
В голове крутилась цепочка фраз, вкруговую, как заевшая пластинка: "Не хочу! Это им надо! Почему я должна?!". Она ненавидела экономику вообще, бухгалтерию в частности, и однокурсников, которые с удовольствием учились, заодно с теми, которые учиться не хотели. Да, она тоже не хотела учиться. Но они вообще не хотели, а она не хотела учиться на бухгалтера. Так решили родители, точнее мама.
А Маша хотела быть учителем... при чем учителем географии.
НАДО ИМ = Я ДОЛЖНА. Это как пятимиллионная ипотека, которая висит над тобой как дамоклов меч, не дает расслабиться и жить счастливо. Здесь нет места для "я хочу/мне нравится".
А вот другая история.
Утро. В потоке людей лавирует девушка. Легкая полуулыбка, немного взъерошенные волосы, стремительный шаг. Она напоминает стрелу, которую выпустили из лука, и которая точно знает где находится цель. Кажется, что вокруг нее кипит энергия и жизнерадостность. Это Лена, ей 27 и она спешит на лекции в медицинский колледж.
О нет, она не преподает там. Она студентка второго курса. И у нее есть красный диплом технического ВУЗа. Просто на последнем курсе универа она пошла учиться на массажиста. Так, для себя. Но в итоге настолько увлеклась профессией, что решила изменить свою жизнь, и получить еще и медицинское образование.
Многие ее знакомые крутили у виска и вопрошали (так и хочется написать воздев руки к небу:)) "Зачем?" В ответ слышали: "Мне это НАДО!"
НАДО МНЕ = Я ХОЧУ. Согласитесь, что это уже совсем другая история. История из области удовольствий. И жизнь вокруг наполнена другими красками и эмоциями.
Тут вспоминается замечательный фильм "Три мушкетера". Помните момент:
- Скажите, д'Артаньян, это нужно только королеве, или это нужно вам?
- От этого зависит судьба еще одной женщины...это нужно мне, Атос!!!
- Так в чем же дело?
"Надо мне" - результат осознанного выбора, свободной воли если хотите. Именно это помогает планомерно двигаться к цели и достигать потрясающих результатов.
А как ребенок научится делать осознанный выбор, если родители, а потом садик, школа, не одобряют хотения и желания. Обесценивают желания ребенком словами "Мало ли что ты хочешь", "Перехочешь" и т.п. Вся наша система построена так, что бы растить удобных и послушных.
Уже слышу возмущенный ропот :"Так что ж теперь потакать во всем?". Конечно нет, во всем нужна мера. Дети рамок не знают и задача родителей эти рамки устанавливать. А чем старше становится ребенок, тем чаще нужно привлекать его к решению "жизненных" задач и предоставлять ему свободу выбора.
На днях мне рассказали одну историю о свободе выбора.
Славик с 6 лет он ходил в карате. Ну как ходил... Папа стал водить его на тренировки. В один прекрасный день Славик (ему тогда было 9 лет) сказал, что не хочет идти в спортзал и не хочет драться. Папа решил, что что-то произошло и поспешил к тренеру. Тренер ничего странного на тренировках не замечал, конфликтов в группе не было. Решили, что мальчику нужно просто отдохнуть.
Три недели он не был на тренировках. Потом папа сказал, что "баста, хватит филонить, марш в спортзал". Славик пытался возразить, но папа взорвался :" Ты что хочешь быть хилым задротом?Настоящий мужик должен уметь набить морду врагу". Так Славик снова пришел в спортзал. Но! Он делал разминку, а когда начиналась отработка приемов, говорил что болит голова/живот/нога/и т.д. и просто сидел до конца тренировки на лавочке.
Борьба характеров и скандалы после каждой тренировки продолжались три месяца. В итоге папа сдался, но поставил условие - Славик должен заниматься чем-то кроме школы. Мальчик выбрал легкую атлетику и рисование. И вот уже три года без скандалов и напоминаний ходит и занимается.
Вредно не замечать или обесценивать желания ребенка. Вредно для ваших будущих отношений и для его успешности в жизни.
Как же показать ребенку, что его желание ценно, но выполнить его прямо сейчас не возможно?
Просто как 5 копеек:) Запоминайте алгоритм действия...
Шаг 1. Показываем, что видим желание ребенка.
Шаг 2. Даем помечтать о том, что будет если оно исполнится.
Шаг 3. Обясняем почему это не возможно сейчас.
Шаг 4. Предлагаем альтернативу.
А теперь пример: Даша съела уже 3 большие конфеты и просит еще.
- Даша, я вижу что тебе очень хочется съесть еще конфету, ведь она очень вкусная (вы показали что видите желание ребенка). Я знаю, что если бы было можно, то ты ела бы их целый день! (вы даете возможность вообразить что желание может исполнится, даете помечтать... сделайте паузу на пару минут). Но ты же помнишь, что говорил стоматолог/аллерголог или кто там еще, что много сладкого вредно. Давай ты съешь завтра три конфеты. А сейчас может быть хочешь яблоко или банан или пойдем порисуем? (обязательно предложить несколько альтернатив, но детям до 4 лет не больше двух, а то растеряются и может получиться хуже)
То есть нельзя просто отказывать без объяснений "Я сказала хватит... и быстро слушайся". Так только "нарвемся" на истерику, а на то чтобы успокоить ребенка уйдет гораздо больше времени, чем объяснить по выше предложенному алгоритму.
Чего бы вы хотели для своих детей: жизнь как у Маши или как у Лены?
Подписывайтесь на канал. Берите все что нравится, остальное оставьте другим!
Возможно вам будет интересно почитать о:
Недолюбленности
Злость: плохо или хорошо