Найти тему
Black Maria Кино 🎬

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА: Часть 7. Полнометражное звуковое кино

Оглавление

Кадр из фильма "Свинарка и пастух", 1941 г.
Кадр из фильма "Свинарка и пастух", 1941 г.

Часть 7. Появление полнометражного звукового кино (1930-1940)

Звуковое кино в мире появилось в 1927 году с выходом полнометражного фильма «Певец Джаза» (реж. А. Кросланд). В советский кинематограф звук пробирался довольно долго. Изначально звуковыми стали документальные ленты, затем стали озвучиваться уже выпущенные немые фильмы. А первый звуковой художественный фильм появился в 1931 году – «Путевка в жизнь» (реж. Н.В. Экк).

Голливудское немое кино к моменту появления звука было уже сформированной киноиндустрией, и ее пришлось резко и болезненное перекраивать. В отличие от Голливуда, советское кинопроизводство только обустраивалось, поэтому звук вписался в кинопроизводство вполне органично, без значительных творческих и экономических затруднений.

В целом в 1930-е и 40-е годы отечественный кинематограф органично развивался, многое заимствовал у идущего впереди западного кинематографа. Советские кинематографисты массово ездили за рубеж (в страны Европы и США) - проходили обучение, обменивались опытом и узнавали о технических новинках.

Продолжительность фильмов увеличивалась, качество изображения улучшалось, количество кинотеатров и их техническое оснащение росло, кинематографисты самоучки перевоплощались в профессиональных узкоспециализированных специалистов.

Вслед за этими изменениями качественному развитию подверглись киноперсонажи и сюжеты. Киногерои становятся более сложными, многоплановыми. Появляются и развиваются различные киножанры.

Так как СССР активно строило новое социалистическое общество, большая часть кинопродукции имела идеологический характер. Большинство драм были посвящены революционным сюжетам и судьбам крестьян, борющихся с кулаками и другими врагами советской идеологии.

Помимо драм о борьбе просто человека, снималось большое количество комедийных лент. Комедии как главный и самый первый вид киноразвлечения в 1930-е годы эволюционировал в музыкальную кинокомедию. Такие фильмы как «Веселые ребята» (1934 г., реж. Г. Александов), «Волга-Волга» (1938 г., реж. Г. Александров), «Свинарка и пастух» (1941 г., реж. И. Пырьев), «Девушка с характером» (1939 г., реж. К. Юдина) стали золотой классикой отечественного кино.

Также кинематографисты взялись за экранизацию литературной классики и исторические фильмы. В этих лентах режиссерам удавалось наиболее качественно выразить свои таланты. К середине 1930-х годов они научились создавать сложные масштабные многогранные истории с отличной актерской и операторской работой.

Кадр из мультфильма "В Африке жарко", 1936 г.
Кадр из мультфильма "В Африке жарко", 1936 г.

Детские фильмы в 1930-е годы приобрели узкоспециализированных специалистов. Кино для детей приобрело тематическую и структурную насыщенность. В 1936 году в Москве открылась студия «Союзмультфильм», деятельность которой базировалась на достижениях и выработанных техниках голливудской студии Уолта Диснея. Началось также производство детских игровых лент на основе народных сказок (первый фильм «По щучьему веленью», 1938 г., реж. А. Роу), научно-фантастических фильмов (первый фильм «Космический рейс», 1936 г., реж. В. Журавлев – создание фильма консультировал К. Циолковский). К созданию детско-юношеской кинопродукции были привлечены существенные профессиональные силы, обеспечивавшие необходимое идеологическое, пропагандистское и воспитательное содержание.

Наиболее ярким примером такой продукции является фильм «Тимур и его команда» ((1940 г., реж. А. Разумный). В нем рассказывалась история о группе пионеров, помогающих на добровольных началах старикам и семьям воюющих красноармейцев. После просмотра этой киноленты множество детей стали массово создавать собственные тимуровские команды. Так называемые «тимуровцы» и их деятельность стали важной частью детства для советских детей и взрослых.

Значимым событием для истории российского кинематографа стало проведение в 1935 году «Советского кинофестиваля в Москве» (прародителя ММКФ), в котором участвовали картины из США и Европы. Однако второй кинофестиваль состоялся лишь в 1959 году – все эти годы было не до международного кинообмена, мир жил предвкушением, а затем и послевкусием от Второй мировой войны.

Читайте далее: Часть 8. И тут началась война (1940-1950)