Найти тему
Black Maria Кино

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА: Часть 6. Золотая десятилетка 1920-30-х

Часть 6. Золотая десятилетка российского кинематографа (1920-1930)

Хотя последствия октябрьской революции имели огромное пагубное воздействие на страну в целом и на кинематограф в частности, люди, вставшие у руля российского кинопроизводства, за несколько лет сформировали теорию и практику абсолютно нового кино. Многие их находки стали инновационными и повлияли на кинематограф всего мира. Именно достижения тех лет до сих пор являются наиболее значимым вкладом в историю мирового кинематографа со стороны России. Наибольшую роль сыграли следующие кинематографисты.

Дзига Вертов

Его фильмы «Киноглаз» (1924 г.) и «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) являются обязательными для всех, кто изучает кинематограф. Дело в том, что Дзига Вертов является одним из пионеров профессиональной операторской работы и монтажа.

Им были проведены многочисленные опыты и выявлены новые эффекты, которые достигаются благодаря киноаппарату. Он занимался исключительно документальным кинематографом и работал над созданием «документального образного фильма». Выразительность кинематографа он видел в применении различных операторских приемов и техник: скрытая камера; замедленная и ускоренная съемка; обратная съемка и др. Дзига Вертов стал учителем для большинства советских кинодокументалистов.

-2

Лев Кулешов

Лев Кулешов начинал работать на предприятии Александра Ханжокова, а после октябрьской революции стал одним из главных кинематографистов страны.Работая над художественными и документальными картинами, в 1929 году он создал собственную концепцию кино. Для него главным аспектом киноискусства является монтаж.

Он сформировал идею, которая сейчас известна как «эффект Кулешова» - монтаж несвязанных кадров, которые соотносятся друг с другом только ассоциативно и в результате их соединения формируют у зрителя логические выводы и эмоциональные впечатления, которые непосредственно не были проиллюстрированы.

-3

Сергей Эйзенштейн

Всемирно известный советский кинорежиссер – Сергей Эйзенштейн – прославился благодаря фильму «Броненосец «Потемкин»», снятому в 1925 году. Этот 75-ти минутный фильм изучается кинематографистами всего мира и входит в число величайших кинопроизведений человечества.

Эпизод фильма "Броненосец Потемкин", 1925 г.

Сергей Эйзенштейн начинал свой творческий путь с театра. С распространением кинематографа он, как и многие в то время, посчитал театр устаревшим и переключился на создание фильмов взамен театральных постановок.

Его главное достижение – это «монтаж аттракционов», как он сам обозначил свой манифест. Этот манифест выразился в открытии, что благодаря монтажу можно сочетать крупные, средние и дальние планы; изменять ритм повествования; включать в историю метафоры; комбинировать различные ракурсы. Сегодняшний зритель все это воспринимает как само собой разумеющееся, однако для 1920-х годов это было настоящим открытием, которое впоследствии позаимствовали кинематографисты всего мира.

Также большое значение в советском кинематографе этого периода сыграли имена Сергея Герасимова, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко, Якова Протазанова, Георгия Козинцева, Ильи Трауберга и др. Все они способствовали быстрому и качественному развитию кино и как индустрии и как искусства.

Во второй половине 1920-х годов отечественное кино уже нашло собственное видение, в кинематограф пришло много новых молодых специалистов, кино стремительно эволюционировало. Помимо Санкт-Петербурга и Москвы, кинопроизводственные студии стали появляться в союзных республиках: «Одесская киностудия» (1919 г.), «Азербайджанфильм» (1920 г.), «Грузия фильм» (1921 г.), «Арменфильм» (1923 г.), «Узбекфильм» (1925 г.), «Туркменфильм» (1926 г.), «Беларусьфильм» (1928 г.), «Таджикфильм» (1930 г.) и др.

Особое значение для советского кинематографа имело производство детских и юношеских фильмов. В 1922 году педагогическая общественность поставила вопрос о необходимости создания специальной детской кинопродукции. С этого момента мультипликация и детские художественные фильмы стали значимой ветвью российского кинопроизводства. Мультипликаторы в дальнейшем сумели даже достичь мирового успеха и признания.

Читайте далее: Часть 7. Появление полнометражного звукового кино (1930-1940)