Найти тему
Mimi Land

Хвалить ребёнка или не хвалить

Иллюстрация: Robyn Wilson-Owen
Иллюстрация: Robyn Wilson-Owen

Родители часто говорят своим детям: «Ты самый лучший», «Ты всё сделал супер», «Ты – гений», «Фантастика». Таким образом они стараются сказать детям, что они самые талантливые и особенные на планете. Но может оказаться, что это далеко не самый лучший способ, чтобы помочь детям вырасти сильными, счастливыми и жизнерадостными. Хотя мы и привыкли считать, что чем чаще хвалишь ребёнка, тем увереннее и более развитым растёт ребёнок.

Дело в том, что похвала тесно связана с тем, как ребёнок оценивает свой интеллект. Если его постоянно хвалят за то, что он умный и талантливый, у него развивается фиксированное мышление, которое впоследствии не меняется. Например, ребёнок нарисовал каляки-маляки на скорую руку и вы хвалите его работу, хотя он не приложил никаких усилий. В данном случае похвала никак не коррелируется с восприятием ребёнка собственных усилий. Как только ребёнок делает вывод, что его хвалят даже за то, к чему он не прилагает усилий, дело сделано – сознание зафиксировалось.

Американский психолог Кэрол Дуэк исследовала способы мышления людей и различия между фиксированным мышлением и мышлением роста, и как мышление роста помогает реализовать потенциал наших детей. Она обнаружила, что люди, которые считают, что они родились с предопределенным набором навыков, тяжелее справляются с решением жизненных проблем. Причина в том, что такие люди, как правило, считают поражение приговором и ничего не делают для того, чтобы исправить ситуацию и себя. И наоборот, если ребёнок растет с сознанием того, что знание приходит через жизненный опыт и новые идеи появляются в процессе достижения цели, то он становится уверенным в себе. Если на ребёнка слишком давить или захваливать по любому поводу, то очень часто он начинает делать что-то для внешнего признания, а не для внутреннего удовлетворения. Конечно, такой способ может привести к успеху, но вот к чувству внутреннего счастья и благополучия – вряд ли.

Дети, которым говорят, что их ум развивается по мере того, как они прикладывают усилия и учатся, развивают собственное мышление роста. Так, например, в Дании родители не перехваливают своего ребёнка. Рассмотрим ситуацию с детским рисунком и как в этом случае поступит датский родитель. Вместо восторженных комплиментов «Вау, отличная работа! Да ты - настоящий художник!» он заведёт беседу о самом рисунке. Что нарисовано на рисунке, о чем думал ребёнок пока рисовал, почему он выбрал для рисунка определённые цвета и т.д.

Датский подход - фокус на задаче, а не на похвале. Такой подход помогает сосредоточиться на работе и дети фокусируются на овладении навыком, а не на том, что они в чем-то блестящи или нет. У детей развивается внутренняя сила и устойчивость в решении жизненных задач. У детей формируется уверенность в себе и реальная самооценка.

Ибен Сандал, датский психолог, автор ’The Danish Way of Parenting’

Подписывайтесь на канал Mimi Land Party, следите за новыми статьями о стиле жизни, родительстве и детстве, делитесь с друзьями и ставьте лайки.