Воспоминания одного из узников фашистких концлагерей
...Осенняя слякоть, холод. Даже пища не согревает. Да и пища ли это: жидкая баланда, мерзлый картофель, хлеб с примесью мякины. И жестокость: побои, непосильный труд, издевательства, смерть – по 200 человек за сутки. Лагерь смерти.
Пленных не считали за людей: заставляли возить груженые телеги, морили голодом, избивали. Из 252 тысяч человек, что поступили в лагерь в течение зимы, к весне осталось две с половиной тысячи. Многие умирали, за ночь приходилось вывозить по 100-200 человек, умерших сбрасывали прямо в карьер.
Надсмотрщик орудовал ломиком, тех, кто не может работать, бил насмерть.
Весной наиболее крепких отобрали, повезли в Германию. Дорогой начался тиф. Многие погибли в пути. Снова пытался бежать, но не удачно.
Привезли на шахты в Саксонию. Теперь после победы под Сталинградом немцы стали считаться с пленными. В лагере действовал комитет. Но и тут коменданты умудрялись поиздеваться над пленными.
– Выйдем из шахты черные от пыли, а в душе холодная вода. Сколько ни моешься, чернота остается, и беда тому, кого при проверке заметит комендант: отведут в сторону и поливают холодной водой из шланга. Многие не вставали после такой процедуры.
Сердце Африкана Александровича даже сейчас цепенеет от этих воспоминаний, заходится нечеловеческой мукой. Но рассказать об этом надо. Пусть знают ребята, как зверствовали фашисты. Так появился этот рассказ в руках членов патриотического отряда «Подвиг» Октябрьской восьмилетней школы.
Источник: https://www.booksite.ru/war1941-1945/st_880.html