Тысячелетние традиции порушены
Русская православная церковь рассорилась и разорвала отношения с Константинопольским патриархатом. Теперь в РПЦ воспрещают прихожанам молиться в афонских монастырях. Вчера об этом официально объявила пресс-служба московского патриарха.
Это связано с тем, что полуостров Афон относится к канонической территории Константинопольского патриархата, а евхаристическое (ритуальное) общение двух православных церквей теперь прекращено из-за позиции по Украине. Теперь по решению Священного синода российским православным воспрещается молиться в храмах Константинопольского патриархата.
Пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков настаивает, что данная ситуация не является расколом, а просто трагическим происшествием.
Три измерения конфликта
На самом деле, конфликт двух патриархатов имеет три измерения:
1. Политическое. Константинопольский патриархат выступает марионеткой европейских держав и намерен предоставить украинской церкви независимость от Москвы. Характерно, что греки назначили в качестве новых епископов в Киев священников и Канады и США. Московский патриархат, разрывая отношения с Константинополем, защищает свои интересы и интересы Кремля, свое влияние на Украине.
В результате в Украине действует три различных и конфликтующих православных организации: УПЦ, УАПЦ и Киевский патриархат.
2. Экономическое. РПЦ пытается наказать греков рублем, лишая их потока российских православных туристов, а значит и их денег.
3. Религиозное. Вышеуказанная борьба за власть и деньги облачается участниками в религиозные одежды и формулы. Обе стороны пытаются обосновать свои поступки чисто с канонической точки зрения, оставляя свои подлинные мотивы в тени.
Почему все возмущены
Либеральная публика негодует по поводу очевидной политической подоплеки событий. Негодует исключительно в адрес Кремля, хотя обе стороны ведут себя абсолютно одинаково. Религия на протяжении тысяч лет являлась опорой власти, а разнообразнейшие церкви выступали в качестве идеологического аппарата при правительствах. И чего такого нового произошло?
Православная церковь до революции вообще была непосредственно подчинена государству. Это либеральную публику не возмущает? А сотрудничество римского папы с Третьим Рейхом? А поддержка православной церковью белого террора? А Ледовое побоище? Так было давно, веками, и возмущаться сегодняшними событиями даже как-то смешно.
Нужно признать, что церковь во все века являлась инструментом политического и идеологического воздействия и либо смириться с этим, либо выступать против официальной церкви и религии вообще.
Некоторые комментаторы утверждают, что запрещения церковных иерархов не могут повлиять на поведение святого духа, что молиться можно как угодно, и где угодно. Но и это не совсем так. Только через ритуалы, определенный способ поведения, различные мистические предметы человек и ощущает присутствие потусторонних сил в своей жизни. Чем меньше атрибутики и правил, тем меньше человеческий мозг занят религией. Так и в материалиста можно превратиться.