Найти в Дзене

Зачем нужен датчик положения коленчатого вала?

И можно ли обойтись без него? По большому счету, задача системы управления - в нужный момент "брызнуть" топливом и в нужный же момент подать искру, воспламенив смесь. Все это нужно сделать, учитывая пожелания водителя, выраженные через педаль акселератора - очевидно, если она отпущена, то и развивать высокие обороты смысла нет. Для реализации этой задачи у блока управления есть набор датчиков - для получения исходных данных (условия работы и пожелания водителя), а также набор исполнительных механизмов - тех, которые и позволяют реализовать управление. Практически самым главным из датчиков является датчик положения коленчатого вала. На схеме выше он назван "датчиком частоты вращения", что не совсем корректно, так как основная информация, необходимая блоку управления - текущее положение коленвала. Физически это индуктивный (например), датчик, мимо которого вращается маркерный диск с металлическими зубцами, установленный на маховике или на шестерне коленчатого вала. Прохождение каждого зу

И можно ли обойтись без него?

По большому счету, задача системы управления - в нужный момент "брызнуть" топливом и в нужный же момент подать искру, воспламенив смесь. Все это нужно сделать, учитывая пожелания водителя, выраженные через педаль акселератора - очевидно, если она отпущена, то и развивать высокие обороты смысла нет.

Для реализации этой задачи у блока управления есть набор датчиков - для получения исходных данных (условия работы и пожелания водителя), а также набор исполнительных механизмов - тех, которые и позволяют реализовать управление.

Практически самым главным из датчиков является датчик положения коленчатого вала. На схеме выше он назван "датчиком частоты вращения", что не совсем корректно, так как основная информация, необходимая блоку управления - текущее положение коленвала. Физически это индуктивный (например), датчик, мимо которого вращается маркерный диск с металлическими зубцами, установленный на маховике или на шестерне коленчатого вала. Прохождение каждого зубца приводит к формированию импульса на выходе датчика.

Датчик положения коленчатого вала и задающий диск
Датчик положения коленчатого вала и задающий диск

На маркерном диске есть "пробел" - три-четыре отсутствующих зубца. Так для блока управления обозначается некая "нулевая точка", от которой и отсчитывается положение коленвала. Условно говоря, блок управления "знает", что импульс №38 (то есть, тридцать восьмой зубец на задающем диске) - это положение, соответствующее началу такта сжатия в четвертом цилиндре, а №46 соответствует достижению ВМТ в этом же цилиндре. Именно опираясь на это знание и на номер текущего импульса, блок управления понимает, когда и какой форсункой надо впрыснуть топливо, а также - когда и на какую катушку подать искру.

А вот так задающий диск выглядит вживую на автомобиле Mitsubishi L200:

Фотография сделана на неисправном автомобиле, который не заводился как раз по причине сломанного зубца, который виден в верхней части диска
Фотография сделана на неисправном автомобиле, который не заводился как раз по причине сломанного зубца, который виден в верхней части диска

А вот так выглядит сам ДПКВ "вживую":

Торцом цилиндрической части датчик ставится к зубцам - так, чтобы они проходили рядом с ним и формировали импульсы
Торцом цилиндрической части датчик ставится к зубцам - так, чтобы они проходили рядом с ним и формировали импульсы

Подавляющее большинство инжекторных двигателей не сможет работать при неисправности этого датчика или сопутствующей обвязки (например, повреждения проводки датчика или задающего диска), так как без достоверных показаний этого датчика блок управления принципиально не будет знать, в какой момент открывать форсунки, а в какой - подавать искру. Есть и некоторые исключения, но о них мы расскажем в следующий раз.