Разгоняющие тьму электрические труженики ведут свой род от плошки с горящим маслом, которую ставили на стену городской плотины во время «царских дней».
Представьте, что у города есть свой ритм. И в декабре он созвучен песне БГ «Ну-ка мечи стаканы на стол». Только вместо этих слов должны звучать другие: «Идем на работу — пока темно, уходим с работы — уже темно, и знать мы уже не можем давно, как жить по-другому будем». Но темнота мегаполиса, к счастью, не равна мраку безлюдных пустошей. Шагая по улицам города, мы, как правило, видим, куда ступать. Потому что свет дают городские фонари, которых мы в суете не замечаем. А ведь они были на улицах не всегда. И начиналось все с плошек, в которых жгли конопляное масло.
Свет ночью только по праздникам
Со времен основания города и до второй половины XIX века улицы и площади Екатеринбурга погружались во тьму, как только догорал закат. Стационарных источников света не было. Робкие попытки разогнать ночной мрак стали предприниматься только после 1860 года. Тогда в «царские дни» (дни коронаций, рождений и смерти российских императоров) на Главном проспекте у канцелярии Главного управления заводов (там сейчас консерватория), а также на плотинной стене железоделательного завода устанавливали металлические чаши, наполненные конопляным маслом. Потом в эти плошки вставляли фитили и поджигали. Получалось, конечно,торжество, но не эффективно.
Эра керосинок: практично и красиво
В начале 70-х годов XIX века в Екатеринбург завезли керосин и впервые начали устанавливать уличные фонари, работающие на этом горючем. Они были ярче и экономичнее, чем их предшественники. К 1876 году центральные улицы и главные площади города освещали 90 керосиновых фонарей. Они оказались настолько эффективны и просты в использовании, поэтому уже в конце XIX успешно конкурировали с тогда только появившейся прогрессивной новинкой — электрическими лампами.
Например, в 1896 году,когда в Екатеринбурге уже заработала электростанция, городская управа подсчитала, что жечь керосин для освещения улиц менее затратно, чем использовать для этого силу тока.
Первое электричество — для театра
В Екатеринбурге электрический свет появился задолго до плановой экономики Советского союза, когда слова «урбанист» не было и в помине. Сама идея шла снизу, от частных лиц, пробиваясь через узость мышления городских чиновников. Первые лампочки, работающие от паровой динамо-машины, появились на мельнице Симанова. Они освещали амбар, мукомольные цеха и квартиру управляющего.
А через год, в 1885 году, в Екатеринбург приехал представитель«Товарищества П. Н. Яблочков и К электрического освещения в России» Иван Василевский. В качестве демонстрации своего товара он, получив разрешение от гордумы, смонтировал во дворе Городского театра (сейчас это кинотеатр«Колизей») паровой двигатель, вырабатывающий электричество. А потом оборудовал лампами сцену театра и ближайший перекресток. Журналисты того времени расхвалили новинку. В газете «Восточное обозрение» вышла заметка:
— Проходя по одним улицам города, можно легко попасть в канаву благодаря господствующей здесь темноте. Но едва ступишь на Театральную улицу — тебя обольет ярким светом электричества, превращающим непроглядную ночь в ясный день.
Чтобы добыть ток, на Плотине хотели поставить турбину
Вдохновленный успехом с фонарями у театра, Иван Василевский задумал по тем временам небывалое — осветить весь Городской пруд. В сентябре 1885 года этот мастер-электрик получил разрешение установить на берегу пруда столбы для электрического освещения. А в марте 1886 года энтузиаст предложил на суд городской думы проект электрического освещения Екатеринбурга. Он пытался доказать, что использовать силу тока более выгодно, чем керосин.
Василевский предлагал городу заключить контракт на 10 лет, по которому он бы установил в городе десять электрических фонарей и брал за их работу по 3500 рублей в год. Сумма по тем временам была немалая. Депутаты создали комиссию, чтобы обсудить вопрос. А пока они раздумывали,деятельный Василевский придумал, как сделать электричество для города еще дешевле.
Он разработал идею гидроэлектростанции: придумал установить водяную турбину в 120 лошадиных сил на городской плотине. Но этот технический прорыв пришелся не ко времени. Комиссия городской думы,рассмотрев проект Василевского, отклонила его, потому что… не поняла. В итоговом докладе члены комиссии прямо заявили о том, что не обладают должной компетенцией, чтобы оценить предложения по электрификации города.
Потерпев фиаско, Иван Василевский, агент «Товарищества П. Н. Яблочков и К электрического освещения в России», уехал из Екатеринбурга навсегда.
Фонарь как олицетворение технического прогресса
После эксперимента Ивана Василевского с освещением перекрестка у Городского театра электрические фонари попробовали использовать на Сибирско-Уральской торгово-промышленной выставке в 1887 году. Их установили на площадках центральной экспозиции с двойной целью: давать свет в темное время суток и олицетворять технический прогресс. Но выставка закончилась и эти новинки демонтировали вместе с павильонами.
Фонари вернулись спустя четыре года — в 1891-м. Однако появились не в центре Екатеринбурга, а на его окраине — на заводской площади Верх-Исетского завода, рядом с Успенским собором.
«Это было не столько освещение,сколько маяк»
Системно благоустраивать улицы фонарями, работающими от тока, начали только после 1895 года, когда начала работу городская электростанция. Тридцать четыре новых светильника смонтировали на Главном и Покровском проспектах, а так же, как писали тогда журналисты, «был роскошно иллюминирован Кафедральный собор».
Приход эры электричества с восторгом отразила на своих страницах газета «Екатеринбургская неделя»: «В первый раз с начала существования нашего города гражданам его удалось любоваться небывалой здесь электрической иллюминацией».
А молодой тогда Павел Бажов отмечал: «На перекрестках больших улиц теперь качались круглые дуговые фонари, которые давали большое светлое пятно из колеблющихся почему-то концентрических кругов. Это было не столько освещение, сколько маяк, но все же это был заметный шаг вперед против прежних керосиновых фонарей».
Ночь в день превращают 42 тысячи уличных ламп
Число фонарей в Екатеринбурге росло черепашьими темпами. В 1910 году город освещали 60 фонарей, через четыре года — 90. И это было очень мало для города, в котором проживало уже 110 тысяч человек. Увеличить число фонарей помешала Первая мировая война, а потом революция и междоусобица красных и белых. К идее наружного освещения вернулись, когда начали выполнять Государственный план электрификации РСФСР, так называемый ГОЭЛРО.
А сейчас, к 2017 году, улицы и площади Екатеринбурга освещают 42 тысячи светильников. И благодаря им с заходом солнца город не погружается во мрак, как было 150 лет назад, когда масляные лампы зажигали только по большим праздникам.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, чтобы узнать, как живут «городские аксессуары» — светофоры, фонтаны, люки, вывески и даже урны.