Найти в Дзене
sleep24.press

Расчет сезонных коэффициентов в нише товаров для сна

Разбор основных инструментов и методик составления анализа сезонности. Здравствуйте, коллеги!
Любой бизнес имеет слабые и сильные сезоны. Товары для сна не исключение. В нашей нише период с октября по март принято считать временем высокого сезона, т.е. временем повышенного спроса. При наступлении холодов возрастает количество запросов на зимние одеяла и вместе с этим увеличивается не только количество заказов, но и средний чек. К тому же, лето – сезон отпусков и низкой покупательской активности в целом.
Считать сезонные коэффициенты важно, правильное понимание точек всплеска или спада потребительского спроса позволяет более точно делать закупки, организовывать работу по найму персонала, анализировать данные о продажах в зависимости от сезона и актуализировать рекламные компании.
В этой статье, мы посмотрим на сезонность спроса в основных категориях товаров для сна в e-commerce, поймем механику составления аналитической таблицы с коэффициентами сезона и попробуем проанализировать

Разбор основных инструментов и методик составления анализа сезонности.

Здравствуйте, коллеги!

Любой бизнес имеет слабые и сильные сезоны. Товары для сна не исключение. В нашей нише период с октября по март принято считать временем высокого сезона, т.е. временем повышенного спроса. При наступлении холодов возрастает количество запросов на зимние одеяла и вместе с этим увеличивается не только количество заказов, но и средний чек. К тому же, лето – сезон отпусков и низкой покупательской активности в целом.

Считать сезонные коэффициенты важно, правильное понимание точек всплеска или спада потребительского спроса позволяет более точно делать закупки, организовывать работу по найму персонала, анализировать данные о продажах в зависимости от сезона и актуализировать рекламные компании.

В этой статье, мы посмотрим на сезонность спроса в основных категориях товаров для сна в e-commerce, поймем механику составления аналитической таблицы с коэффициентами сезона и попробуем проанализировать причины возникновения отдельных всплесков потребительского спроса в нашей нише.

Для начала нужно определиться с методикой и инструментарием для сбора аналитики сезонного спроса. Особо обращаем внимание, что мы говорим именно о спросе, а не о продажах, поэтому за основу мы берем данные по запросам пользователей, а не продажи конкретной компании.
На данный момент на рынке существует огромное количество аналитических инструментов разного класса. Рассмотрим базовые из них.

https://wordstat.yandex.ru
самый простой в использовании инструмент, от поисковой системы Яндекс.

В первую очередь стоит обратить внимание на сервис https://wordstat.yandex.ru. Он максимально прост в использовании, при этом имеет возможность настройки и дает данные не только по динамике запросов, но и указывает конкретное количество запросов поисковых фраз. Нас интересует вкладка История запросов, которая позволяет просматривать помесячно или понедельно данные по количеству просмотров отдельных пользовательских запросов в рамках отдельно-взятого региона или страны. Так же, есть возможность просматривать срезы пользовательских запросов в зависимости от устройства.

Далее мы определяем кластеры запросов, которые нас интересуют. Для нашего исследования мы разделили запросы на типовые разделы интернет-магазина товаров для сна:

1. Подушки

2. Одеяла

3. Постельное белье

4. Матрасы

5. Покрывала

6. Пледы

Так-же отметим, что в сервисе есть возможность выбирать регион пользователя. Это крайне важно, регионально статистика по колебаниям сезонности может очень сильно отличаться!
Для нашего примера мы рассматриваем среднюю сезонность по всей России. Для конкретных же компаний, советуем строить отдельные графики для домашнего региона и основных регионов присутствия.

-2

Далее, для того, что бы убрать простой интерес и сфокусироваться на коммерческих запросах, мы собираем данные по каждой категории с коммерческим словом, например «купить» или «цена».

К сожалению, сервис не поддерживает операторы ввода данных, например «!» или «" "», поэтому данные показываются по наиболее широкому соответствию.

Полученные первичные данные мы вносим в отдельную таблицу и отдельной графой просчитываем среднее значение для каждого месяца.

-3

Далее, по простой формуле мы рассчитываем коэффициент к каждому запросу, исходя из среднего значения.

Формула просчета коэффициента:

Koэф (в %) = Среднее за год/ показатель месяца * 100

Полученные данные быстро растягиваются на все страницы с помощью формул в excel. В итоге мы получаем данные спроса по конкретным запросам, представленные в виде сезонного коэффициента:

-4

Данные в таком формате очень удобно читать, появляется возможность построения наглядных графиков по среднему сезонному спросу/ по отдельным разделам или по составу спроса на товары в отдельные месяцы.

-5

Составление подобной аналитики не занимает много усилий и времени, но поможет вам более точно планировать закупку материалов/ товаров, грамотнее работать с мотивацией персонала, разрабатывать финансовые планы и управлять рекламными компаниями. Кроме того, аналитика пиков интересов того или иного поискового запроса, может служить хорошим помощником при составлении контент-плана, выбирая удачное время для публикации тех или иных материалов на своем ресурсе.

https://trends.google.ru

аналитика поисковых запросов от компании google.

Кроме сервиса статистики от Яндекса, потрясающий сервис по аналитики поисковых запросов есть и у компании Google. Давайте рассмотрим его, для возможного использования в качестве аналитического инструмента сезонности поисковых запросов в нашей нише.

Сервис находится по адресу https://trends.google.ru и позволяет проводить оценку поискового спроса в поисковике google, но вы можете увидеть только относительные значения, без количественного выражения поисковых запросов.

Google Trends определяет временной период с максимальным спросом и принимает это значение за 100%, все остальные значения ставятся относительно максимального

Кроме того, Google Trends поддерживает операторы поиска, в отличии от истории запросов в wordstatот Яндекса.

Давайте вкратце их рассмотрим:

Если вы введете запрос без использования операторов система отобразит варианты, со словами, которые вы указали в любом порядке этих слов, кроме того будут отображены данные для родственных поисковых ключей.

Система поддерживает операторы:

1. Если Ваш запрос будет введен в «», то системе будет запрещено менять порядок слов и включать родственные запросы в результаты. Но в статистике будут учтены ключи с дополнительными словами, например «купить одеяла», «купить теплые одеяла» и так далее.

2. Используя перед каким то словом в запросе оператор «-», мы укажем системе исключать из результатов это слово, например при запросе подушка, что бы нам не выдавалась статистика по ключу «подушка безопасности для автомобиля, стоит вводить запрос формы: «подушка -безопасности -автомобиль -авто» и т.д.

3. Оператор «+» добавляет в статистику синонимы или ключи, в написании которых пользователи допустили опечатку.

Google Trends позволяет делать аналитику сезонности более точно, по отдельным ключам, но при этом система сложнее в настройке и не показывает нам натуральное количество поисковых запросов.

Стоит отметить, что в яндексе мы смотрели статистику в разрезе помесячно, а в гугл трендз, статистика показывается понедельно.

Из дополнительных возможностей сервиса, отметим возможность построения отчетов по поиску на youtube и по платформе google merchance.

Совмещая эти 2 сервиса любая компания достаточно быстро сможет выстроить общий график сезонности в своей нише и проработать отдельно взятые ключи более детально.

Текст подготовлен редакцией сайта www.sleep24.press.
Все права защищены. Полное или частичное копирование контента разрешено только при указании автора и прямой ссылки на наш сайт.