В соответствии с существующей судебной практикой в подобных случаях заявление на приобретение статуса позднего переселенца ни компетентным ведомством, ни соответствующим административным судом удовлетворению не подлежало. Однако нашей адвокатской канцелярии удалось добиться от суда положительного решения, успешно завершив весьма длительный и хлопотный процесс в пользу нашего клиента Валентина (имя было изменено).
Валентин родился и вырос в Российской Федерации. Предки нашего клиента были немцами, проживавшими в немецких колониях на территории Российской империи, однако после установления советской власти их имущество было национализировано, прадед Валентина был признан немецким шпионом, арестован и казнен, а дед сослан в места принудительного расселения. Отец нашего клиента на протяжении всей своей жизни стремился скрыть свое немецкое происхождение, указав в документах, что он является по национальности русским, но все равно терпел притеснения со стороны государства. Тем не менее, Валентину прививалась любовь к немецким традициям, он изучал немецкий язык и после распада СССР стал достаточно часто навещать своих родственников в Германии.
При этом о переселении в Германию наш клиент стал задумываться гораздо позже, так как первым требованиям, установленным законодательством Германии, Валентин объективно не удовлетворял. Создав семью и крепко став на ноги в России, занимаясь предпринимательской деятельностью, Валентин задумался о том, чего ему действительно не хватает. Часто бывая в Германии во время немецких праздников и общаясь со своими родными по отцовской линии, Валентин понял, что эта страна, менталитет ее граждан, немецкие культура и традиции ему очень близки. Кроме того, экономическая стабильность Германии привлекала его как опытного бизнесмена, в связи с чем, наш клиент решил открыть на территории ФРГ свою собственную компанию. С этой же целью Валентином был приобретен дом, в котором он планировал сделать офис своей компании, либо таким образом просто застраховать свои денежные инвестиции в экономически стабильной стране.
После регистрации компании Валентин серьезно задумался над тем, каким образом ему было бы удобней руководить деятельностью его компании и каким он в целом видит будущее его семьи. Посовещавшись со своей супругой и со своим сыном-студентом, наш клиент принял решение переселиться на родину его предков и с этой целью подать заявление на получение статуса позднего переселенца.
Валентин как человек, создавший успешный бизнес и привыкший самостоятельно разбираться во всех возникающих вопросах, приступил к делу ответственно, внимательно изучив всю касающуюся поздних переселенцев информацию на форумах, пообщавшись со знакомыми, переехавшими в Германию, и выяснив некоторую информацию у своих немецких родственников.
После получения соответствующей информации наш клиент, проанализировав имеющиеся у него в наличии документы, пришел к выводу, что его заявление на получение статуса позднего переселенца должно быть удовлетворено без всяких проблем. На основании этого Валентин подал в Федеральное административное ведомство Германии соответствующее заявление, где, помимо требуемой информации, указал также, что как он, так и его семья готовы интегрироваться в немецкое общество не только потому, что на момент подачи заявления уже имеют достаточно высокий уровень владения немецким языком, но и по той причине, что Валентином было зарегистрировано юридическое лицо, которое будет осуществлять свою деятельность на территории ФРГ, а также для этих целей был приобретен земельный участок и дом. При этом наш клиент отметил, что достаточно часто бывает в Германии как с целью проведения деловых встреч, так и для того, чтобы навестить своих немецких родственников.
Полностью удовлетворенный поданным заявлением, Валентин радостно ожидал получения соответствующего разрешения на въезд в Германию. Однако каково же было его удивление, когда через несколько месяцев компетентное ведомство направило нашему клиенту отказ, в котором указывалось, что Валентин не имеет права претендовать на получение статуса поздних переселенцев в связи с тем, что он не удовлетворяет всем предусмотренным законодательством требованиям, а в частности: покинул территорию принудительного расселения.
Валентин был просто шокирован полученным отказом, поэтому решил не сдаваться и обратиться за компетентной юридической помощью в нашу адвокатскую канцелярию с просьбой обжаловать указанное решение Федерального административного ведомства Германии. Так как сроки для подачи жалобы на решение указанного ведомства ограничены лишь одним месяцем, наш адвокат незамедлительно письменно известил компетентное ведомство, что представляет в данном вопросе интересы Валентина, и попросил предоставить ему для ознакомления соответствующие материалы дела нашего клиента с целью подачи жалобы на отказ в присвоении статуса позднего переселенца.
Тщательно изучив все имеющиеся документы, адвокат сообщил Валентину, что написанные им разъяснения относительно интеграции в немецкое общество, регистрации бизнеса в Германии и приобретения недвижимости как раз и были использованы против него, так как компетентное ведомство пришло к выводу, что наш клиент, таким образом, переместил центр своих жизненных интересов из России в Германию и, следовательно, перестал удовлетворять требованиям, закрепленным в §§ 4, 6 закона Германии «Об изгнанных и беженцах».
По этой причине основной задачей адвоката стало нахождение подтверждений тому факту, что наш клиент в действительности продолжает проживать на территории принудительного расселения, и составление юридический грамотной аргументации. Наш адвокат внимательно обсудил с клиентом все детали, которые могли быть важны для оспаривания вынесенного компетентным ведомством решения, и попросил его предоставить копии соответствующих документов. При этом адвокат обратил внимание Валентина на тот факт, что в направленных им соответствующему ведомству документах не было указано, что он является немцем по национальности. Более того, в свидетельстве о рождении нашего клиента было записано, что и отец, и мать Валентина являются русскими по национальности. В решении Федерального административного ведомства этот факт не был отмечен, однако наш адвокат, обладая многолетним опытом ведения дел поздних переселенцев и общения с соответствующими государственными структурами, настоял на том, чтобы Валентин обратился в суд с исковым заявлением о необходимости внесения изменений в акты гражданского состояния.
Валентин, доверяя знаниям и опыту адвоката, согласился инициировать судебный процесс. Исковое заявление было составлено адвокатом, а нашему клиенту в суде пришлось лишь поддержать указанные в исковом заявлении требования. Приняв во внимание тот факт, что дед Валентина был немцем, сосланным в места принудительного расселения, что подтверждалось соответствующими справками, и показания отца нашего клиента, свидетельствовавшего, что ему действительно пришлось выбрать национальность «русский» по линии своей матери во избежание гонений со стороны советской власти, суд признал требование Валентина законным и удовлетворил его исковое заявление. На основании данного решения суда органы записи актов гражданского состояния выдали Валентину, в частности, новое свидетельство о браке, в котором было указано, что по национальности он является немцем.
После предоставления Валентином всех собранные по рекомендации нашего адвоката документов в Федеральное административное ведомство Германии была направлена соответствующая жалоба. В данном документе адвокат в первую очередь обратил внимание на то, что Валентин соответствует всем закрепленным в §§ 4, 6 закона Германии «Об изгнанных и беженцах» требованиям. В частности, наш клиент родился после 31 декабря 1923 года, произошел от этнических немцев и обладал достаточными знаниями немецкого языка, соответствующими уровню B1.
Более того, требование проживания на территории принудительного расселения вопреки мнению Федерального административного ведомства Германии тоже было исполнено, так как Валентин вместе со своей семьей постоянно проживали на территории Российской Федерации. При этом адвокат сделал акцент на том, что наш клиент находился в Германии гораздо меньше времени, чем в России, при этом ни регистрации в Германии, ни соответствующего разрешения на длительное пребывание в Германии у Валентина не было, так как все предпринимаемые нашим клиентом поездки Германию осуществлялись лишь на основании соответствующей Шенгенской визы, которая разрешала пребывание на территории стран Шенгенского соглашения максимум 90 дней каждые полгода.
При этом для получения указанной визы Валентину необходимо было каждый раз предоставлять доказательства своей платежеспособности, наличия трудовых отношений в России, готовности вернуться обратно в Россию и пр. Все это свидетельствовало о том, что наш клиент имел постоянное место жительство в России, а не в Германии.
Кроме того, Валентин, постоянно обладающий указанными визами с 2012 года, находился за границей в среднем всего лишь около 35-40 дней из 90 возможных. Также адвокат просил учесть, что часть времени клиент проводил в других странах ЕС, а целями поездок в Германию являлись посещение немецких родственников, принятие участия в немецких праздниках, групповые поездки с сотрудниками компании Валентина и пр., однако никак не приобретение постоянного места жительства в Германии.
В пользу постоянного проживания на территории принудительного расселения свидетельствовал также тот факт, что при регистрации компании Валентина и при покупке недвижимости в ФРГ ему требовалось назначить представителя, постоянно проживающего на территории Германии, так как наш клиент таким разрешением не обладал. Очень важным моментом, однако, являлось то, что деятельность компании Валентином была приостановлена практически сразу после регистрации, в связи с чем, налогоплательщиком наш клиент был исключительно в России, где он являлся владельцем достаточно крупной компании и много лет успешно осуществлял предпринимательскую деятельность.
Что же касается проживания Валентина в приобретенном им на территории Германии доме, то адвокат просил отметить, что дом был приобретен нашим клиентом изначально с целью создания в данном доме офиса для его немецкой компании, однако после принятия решения приостановить деятельность компании дом стал для Валентина исключительно источником инвестиций. При этом часть дома наш клиент сдавал в аренду, а во второй части вел ремонтные работы в связи с плохим строительным состоянием недвижимости. Однако Валентин никогда не был там зарегистрирован и никогда не проживал в данном доме.
Согласно судебной практике факт оставления территории принудительного расселения подтверждается в случае, если имело место волеизъявление заявителя переместить центр своих жизненных интересов за границу. На основании этого, адвокат особое внимание уделил также тому, что центром жизненных интересов Валентина и член его семьи по-прежнему являлась Российская Федерация, так как и наш клиент, и его супруга продолжали осуществлять там как трудовую, так и предпринимательскую деятельность, а сын продолжал учиться в российском университете.
Подкрепив все приведенные выше аргументы соответствующими доказательствами, адвокат направил жалобу в Федеральное административное ведомство Германии. Через несколько месяцев наша адвокатская канцелярия получила отказ компетентного ведомства, в котором также указывалось, что Валентин оставил территорию принудительного расселения и переместил центр своих жизненных интересов в Германию. При этом предоставленные нашим адвокатом контраргументы просто были проигнорированы.
Адвокат разъяснил клиенту, что в данном случае имеется возможность также обратиться за решением данного спорного вопроса в суд. Естественно, судебный процесс влечет за собой дополнительные расходы, однако в данном конкретном случае шансы Валентина, по мнению адвоката, были достаточно высоки, не смотря на сложившуюся судебную практику. Наш клиент, взвесив все «за» и «против», достаточно быстро принял решение бороться дальше. Тем более, что опыт судебных разбирательств в Германии у Валентина уже имелся, так как в связи с некачественно проведенными строительными работами на его земельном участке он вынужден был обратиться с исковым заявлением о возмещении ущерба в суд. Узнав об этом, адвокат решил использовать судебный процесс в качестве еще одного доказательства того, что Валентин постоянно проживает в России.
Дело в том, что согласно § 110 Гражданского процессуального кодекса Германии (Zivilprozessordnung) заявители, которые не проживают постоянно ни в одном из государств-членов Европейского Союза или государств-участников Соглашения о Европейском экономическом пространстве, должны обеспечить по просьбе ответчика покрытие возможных процессуальных расходов. В связи с этим Валентин после принятия его искового заявления к рассмотрению обязан был по просьбе представителя строительной компании перечислить на расчетный счет суда определенную сумму в качестве залога. Это, в свою очередь, также подтверждало, что наш клиент постоянного вида жительства в Германии не имел.
Кроме этого, адвокат попросил Валентина подготовить для предоставления суду копии его налоговых отчетов, сдаваемых в Российской Федерации, а также доказательства медицинского страхования, выплат по пенсионному страхованию, наличия недвижимости в России и пр.
Собрав дополнительные доказательства, наш адвокат направил в соответствующий административный суд исковое заявление. Когда дата рассмотрения искового заявления была назначена, наш клиент изъявил желание также принять участие в слушанье дела. По этой причине адвокат рассказал Валентину обычный порядок рассмотрения дела, какие уточняющие вопросы могут задаваться и каким образом следует на них отвечать.
Судебное заседание началось, как обычно, с доклада судьи, содержащего краткое изложение сути дела в хронологическом порядке. При этом адвокат внимательно следил за тем, все ли важные события были перечислены судьей, и в случае необходимости дополнял изложенную судьей информацию. После доклада судья задал уточняющие вопросы сторонам, в особенности представителю Федерального административного ведомства Германии, чья позиция, по мнению суда, была более слабо аргументирована. Противная сторона согласилась с доводами нашего адвоката о том, что Валентин не оставлял территории принудительного расселения и не перемещал центр своих жизненных интересов в Германию, но, пытаясь ухватиться за соломинку, стремилась доказать, что другие законодательно установленные требования Валентином не выполняются. Например, на обсуждение выносилась биография отца нашего клиента с целью определить, не занимал ли он особое политическое либо профессиональное положение, которое могло быть достигнуто лишь при особой связи с тоталитарной системой (§ 5 абз. 2 п. б закона Германии «Об изгнанных и беженцах»), что могло бы стать причиной отказа в признании Валентина поздним переселенцем. Однако на каждый аргумент наш адвокат предоставлял контраргумент и подкреплял его соответствующим доказательством, в связи с чем, компетентное ведомство согласилось выдать разрешение на въезд нашего клиента и членов его семьи в Германию.
Таким образом, дело было успешно завершено в пользу Валентина, который остался очень доволен результатом работы нашей адвокатской канцелярии. Все судебные издержки были возложены на ведомство.
На основании данного примера нам хотелось бы в очередной раз подчеркнуть, что даже не смотря на то, что Вы получили от родственников, знакомых, на форумах и прочих Интернет-ресурсах казалось бы, исчерпывающую информацию о процедуре получения статуса позднего переселенца, мы настоятельно рекомендуем Вам обращаться за профессиональной юридической помощью к квалифицированному адвокату, который ориентируется не только на букву закона, но и на практическую его реализацию, закрепленную в актуальной судебной практике. Более того, только опытный адвокат сможет найти наиболее весомую для данного конкретного случая аргументацию и преподнести ее в нужном свете. При этом Вы сэкономите не только свое время, но и деньги.
Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.