Этот год получился у меня насыщенным в плане посещения самых разнообразных театральных постановок, начиная с иммерсивных спектаклей «Дом 1907» и «Вернувшиеся» и заканчивая нестареющей классикой «Женитьба» (Н.В. Гоголя) и «Отцы и дети» (И.С. Тургенева). И сегодня я хочу вам рассказать о своих впечатлениях от постановки романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» на основной сцене МХАТ им. Горького, приуроченной к 200-летию со дня рождения писателя.
Несмотря на все новые и современные веяния, есть вещи, остающиеся актуальными в любое время. Например, разные взгляды на жизнь молодого и старшего поколений. Именно поэтому роман Тургенева «Отцы и дети» остается интересным как в веке XIX, так и в XXI.
Перед нами предстают образы классического дворянского гнезда, патриархального семейного уклада и дома высшего света – разные миры, населенные своими жителями, которым в них комфортно. И только один человек – Евгений Базаров – не способен найти свое место в жизни, он – неприкаянный путник, отрицающий принципы и ценности старшего поколения, значимость любви и привязанностей.
Каждое молодое поколение рождает свои принципы и течения, которые, по их мнению, должны изменить мир. В 60-е гг. XIX столетия юными умами правил нигилизм, отличительными чертами которого являлись атеизм, увлеченность европейскими научно-естественными достижениями, утилитарное отношение к природе и человеческим чувствам, отрицание существующего общественного строя и стремление его разрушить. Как писал Тургенев в романе «Отцы и дети»: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Именно таким предстает перед нами Евгений Базаров.
Исполнитель главной роли Николай Коротаев создает глубоко трагичный образ Базарова, в то же время образ яркий и насыщенный, горящий своими убеждениями. Именно таким представлялся мне Базаров после прочтения романа. Все актеры прекрасно передают характеры своих персонажей и внешне им соответствуют: патриархальные родители Базарова, сентиментальный и мечтательный Николай Кирсанов, изысканный и мудрый Павел Кирсанов, юная Катерина, уточненная Анна Сергеевна, заботливая Фенечка.
Отдельно мне бы хотелось отметить музыкальное сопровождение спектакля, аккуратно подчеркивавшее настроение и переживания героев, прекрасные декорации, костюмы и работу со светом.
Мне кажется, этот спектакль стоит смотреть в любом возрасте, и «отцам», и «детям» есть чему поучиться друг у друга, прислушаться к доводам, постараться понять и проявить больше терпимости. Тем более, что когда-то и «отцы» были «детьми».