Найти тему
Кубрик в кубе

«Кислота»: Попытка создать портрет поколения

Первый фильм Александра Горчилина — актера и ученика Кирилла Серебренникова — уже окрестили и киноманифестом целого поколения, и лучшим дебютом этого года. Кинокритики ставят пальцы вверх (зайдите на «Кинопоиск»), а зрители пишут, что этот фильм «живой» и «честный».

Один из друзей употребляет что-то не то, раздевается, выламывает унитаз и прыгает с балкона. Петя, который в шутку сказал ему «прыгай», чувствует себя виноватым и пытается выпить хлорной кислоты. Саша, который зачем-то сделал обрезание, занимается сексом с 15-летней Кариной и получает от её отчима.

-2

Отличить Сашу от Пети довольно сложно. Они говорят одинаково, поступают одинаково и наблюдать за ними одинаково скучно. Ни за одним из этих героев нет истории. Не понятно, почему у них проблемы с родителями. Видимо, потому что у всех молодых людей есть проблемы с родителями. Не понятно, против чего они бунтуют. Против конформизма страшего поколения, как это часто бывает? Но их родители не выглядят конформистами: мама-вегетарианка, уехавшая в Камбоджу, не кажется зашоренной и серой. Родители (отчим Карины, мама и бабушка Саши, папа Пети) — вообще адекватные и даже милые люди. Получается, бунтуют они просто так. Что же, такое тоже бывает, но история от этого не становится более собранной и цельной.

-3

Зато вместо внятной истории нам предлагают многозначительные и пошловатые лозунги в духе «мы не такие, как все». А главная мысль фильма тупо проговаривается главным героем: «Главная наша проблема в том, что у нас нет проблем». Проговаривать в фильме главную его мысль, которая и так очевидна — это читерство, выдающее любителей, а не профессионалов.

-4

И чем больше думаешь о фильме, тем больше неудачных моментов замечаешь. Вроде бы, есть что-то хорошее: например, финальная сцена, в которой Саша-музыкант дует в бутылку из-под той самой кислоты и извлекает музыку. В этом можно увидеть этап взросления, отказ от бунта в пользу осмысленного творчества. Но Саша до этого совсем не был раскрыт как музыкант, и зрителю все равно, что он там в конце выдувает. То есть даже неплохие идеи теряются и не раскрываются так, как хотелось бы.

-5

Не совсем понятная метафора с погруженными в кислоту скульптурами пионеров и глав Советского Союза тоже в общем-то неплохая, хотя и довольно банальная. В ней можно увидеть и отказ от наследия предков, и образ постсоветского поколения, так и не ставшего пионерами.

Режиссура местами не к месту театральная и излишне пафосная, но, несмотря на все минусы, фильм для дебюта не так плох. Хотя я ему и не поверила.