Найти тему

Луна в иллюминаторе или как космическая лихорадка перекочевала из российского кино в кино голливудское.

После ошеломительной «Одержимости» и почти оскароносного «Ла-ла-лэнда» мы немного удивились, узнав, что третий фильм Дэмиена Шазелла будет о высадке Нила Армстронга на луну. «Кажется, космическая лихорадка русского кинематографа дошла и до США», - скептически думала я. Немудрено: Шазелл хорошо пишет свои собственные истории (написав сценарии к двум предыдущим работам), вкладывая в них глубину и личный опыт. О его же возможностях экранизировать чужую историю, к тому же еще и реальную, мы практически ничего не знали.

Тем не менее, режиссер сумел покорить новую высоту, и «Человек на луне» стал уверенной заявкой на оскаровскую номинацию, пусть и не обошелся без некоторых шероховатостей. 

Не торопитесь на сеанс, лучше заранее приготовьтесь к двум с половиной часам почти что документального обзора событий, людей и разговоров, что имели место быть в коридорах NASA в 60х. Луна здесь конечная цель, но до нее от начальных титров чертовски далеко.  

Сюжет: Нил Армстронг, интроверт и вообще человек на самого выдающегося эмоционального спектра, тяжело переживает семейную трагедию и отстранение от работы. Подавленное состояние и желание перемен сподвигают его принять участие в космической программе GEMINI, призванной подготовить космонавтов и пилотов для программы Аполлон. 

В фильме нет шаблонных красивых моментов. Подход к космосу здесь тоже отнюдь не романтический: пространство космического центра не блестит белоснежным лоском, космический корабль наконец-то похож не на детскую игрушку, а на груду железа, собранную инженерами в правильной последовательности после долгого кропотливого аналитического труда. Все участники программы пусть и желают стать первыми, но в то же время четко осознают, что вторыми быть безопаснее для жизни. 

-2

Сотрудники NASA в фильме не герои, что совершают невероятный подвиг в стиле Майкла Бэя, но замученные, нахлебавшиеся провалов люди, что постепенно перестают верить в возможность стать первыми в космосе. Параллельно их неуверенности, впервые за многое время нам показывают и неуверенность гражданских: молодой хиппи поет «мы голодаем, и это все ради белого парня на луне?», Курт Воннегут с экрана телевизора заявляет, что был бы не прочь, если бы миллиарды долларов, потраченные на космическую программу, оказались у городских властей для благоустройства Нью-Йорка.

Да, успех сделает их героями, но провал в буквальном смысле растопчет их и обесценит все многолетние усилия. 

Пока Армстронг и его коллеги совершают подвиг, Шазелл не забывает и про тех, кто ждет их дома, показывая нам замкнутую американскую субурбию, где жены сотрудников НАСА, инженеров, космонавтов, пилотов живут в своеобразном вакууме из постоянной тревоги и горечи. Пока мужей нет дома по несколько месяцев, эти женщины борются с капризными детьми, бытовыми проблемами и поддерживают друг друга, чтобы не впасть в отчаяние. Каждый день грозит сделать одну из них очередной вдовой. В то же время, эти женщины являются единственным якорем, что заставляет космонавтов продолжать жить земной жизнью, хотя мыслями они давно где-то там, в космосе. 

Поддерживать атмосферу фильма не в последнюю очередь помогает операторская работа и работа со звуками. 

Пленка 16-миллиметров с ярко выраженным зерном превращает весь фильм в документальную кинохронику и 70 процентов времени отдает крупным планам, то обозначая, куда смотрит герой, то подчеркивая его эмоциональный фон, то создавая эффект домашних видеозаписей. Звуки в фильме больше всего используются при съемке сцен космических полетов (да, их будет несколько), в основном тревожные, громкие и резкие, но очень хорошо пускают россыпь мурашек по телу. 

Один раз фильм проваливается в небольшую браваду, когда один из героев самодовольно кричит «пусть советы знают, что теперь мы первые», однако быстро себя осекает в ближайших кадрах, в космосе не до гордости, в космосе любая маленькая оплошность может превратить твой носитель в твой гроб.

-3

Спасибо Дэмиену Шазеллу, что впервые за много лет мы получили переосмысление космоса в кино. Из космоса волшебного с моментальными полетами и любованием землей мы наконец-то пришли к космосу неприветливому, дорогому, беспощадному и его верным мореплавателям - людям, что жили на волоске и могли оставить свои семьи без кормильца, отца и мужа, но продолжали рисковать, потому что это их работа и это их долг.