Найти тему
Новосибирский Журнал

Шашечки. Часть 5. Частный извоз в СССР или борьба с нетрудовыми доходами

Фото: classic-vaz.info
Фото: classic-vaz.info

Частный извоз в СССР был и с ним всегда боролись. Владельцы "Жигулей" и "Москвичей" поняли, что автомобиль может быть источником дополнительного дохода. Такси для советского человека было дорогое удовольствие (вспомните крылатую фразу из кинофильма "Бриллиантовая рука": - Наши люди на такси в булочную не ездят.) Поэтому работали по довольно простой схеме: там где стоимость проезда на такси была 3 рубля, брали 1 рубль 50 копеек. Еще один фактор, который выгонял частных автовладельцев на заработки на улицу, была возможность быстрого заработка. После 22:00 весь городской транспорт - автобусы, трамваи, троллейбусы заканчивали работу на линии и уходили в парк. Такая же история была и с таксомоторами. Номинально они работали максимум до 0:00 или 1:00, в городе было несколько такси, которые работали на вокзалах и аэропортах, а также у ресторанов и ночных кафе. Но для городов это была капля в море. Вот этой ситуацией и пользовались частники или колымщики, как их называли в народе.

Фото: Sibnet.ru
Фото: Sibnet.ru

С этим явлением, частным извозом - боролись. Даже появился такой термин - Нетрудовые доходы. Это кстати, очень хорошо отображено в советских документах, например вот небольшая цитата из Правил дорожного движения 1972 года:

«запрещается использовать транспортное средство в целях наживы»

Подпункт «д» пункта 14 Правил дорожного движения, утверждённых приказом МВД СССР от 25 августа 1972 года.
Подпункт «д» пункта 14 Правил дорожного движения, утверждённых приказом МВД СССР от 25 августа 1972 года.

15 мая 1986 началась всесоюзная кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. В частности, в указах этой кампании были такие пункты:

«самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью», а также «кормление скота хлебом» влечет за собой наказание от штрафа до пяти лет с конфискацией.

 Фото: denisovets.ru
Фото: denisovets.ru

То есть по закону подвозить знакомого, родственника было можно, а вот брать деньги с попутчика, который остановил частный автомобиль на дороге было нельзя. Это были уже нетрудовые доходы. Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) постоянно устраивала рейды по выявлению таких водителей. Схема была достаточно простая: переодетые в гражданскую одежду сотрудники ГАИ, останавливали частный автомобиль и просили подвести. В конце пути вручали водителю несколько рублей. Если водитель брал деньги, сотрудник делал какой то знак другим сотрудникам ГАИ в автомобиле, который следил за частником и бедолагу увозили в районный отдел МВД для оформления протокола.

Фото: denisovets.ru
Фото: denisovets.ru

Завершилось все это 19 ноября 1986 года, в этот был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Началась эпоха Перестройки и частный извоз стал выходить из тени. Так что, эту дату 19 ноября 1986 года можно смело считать датой образования нового вида предпринимательства - частного извоза, который с годами превратился в частные таксопарки.

Авто
5,66 млн интересуются