Частный извоз в СССР был и с ним всегда боролись. Владельцы "Жигулей" и "Москвичей" поняли, что автомобиль может быть источником дополнительного дохода. Такси для советского человека было дорогое удовольствие (вспомните крылатую фразу из кинофильма "Бриллиантовая рука": - Наши люди на такси в булочную не ездят.) Поэтому работали по довольно простой схеме: там где стоимость проезда на такси была 3 рубля, брали 1 рубль 50 копеек. Еще один фактор, который выгонял частных автовладельцев на заработки на улицу, была возможность быстрого заработка. После 22:00 весь городской транспорт - автобусы, трамваи, троллейбусы заканчивали работу на линии и уходили в парк. Такая же история была и с таксомоторами. Номинально они работали максимум до 0:00 или 1:00, в городе было несколько такси, которые работали на вокзалах и аэропортах, а также у ресторанов и ночных кафе. Но для городов это была капля в море. Вот этой ситуацией и пользовались частники или колымщики, как их называли в народе.
С этим явлением, частным извозом - боролись. Даже появился такой термин - Нетрудовые доходы. Это кстати, очень хорошо отображено в советских документах, например вот небольшая цитата из Правил дорожного движения 1972 года:
«запрещается использовать транспортное средство в целях наживы»
15 мая 1986 началась всесоюзная кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. В частности, в указах этой кампании были такие пункты:
«самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью», а также «кормление скота хлебом» влечет за собой наказание от штрафа до пяти лет с конфискацией.
То есть по закону подвозить знакомого, родственника было можно, а вот брать деньги с попутчика, который остановил частный автомобиль на дороге было нельзя. Это были уже нетрудовые доходы. Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) постоянно устраивала рейды по выявлению таких водителей. Схема была достаточно простая: переодетые в гражданскую одежду сотрудники ГАИ, останавливали частный автомобиль и просили подвести. В конце пути вручали водителю несколько рублей. Если водитель брал деньги, сотрудник делал какой то знак другим сотрудникам ГАИ в автомобиле, который следил за частником и бедолагу увозили в районный отдел МВД для оформления протокола.
Завершилось все это 19 ноября 1986 года, в этот был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Началась эпоха Перестройки и частный извоз стал выходить из тени. Так что, эту дату 19 ноября 1986 года можно смело считать датой образования нового вида предпринимательства - частного извоза, который с годами превратился в частные таксопарки.