Слова заголовка отнесены к звезде советского кинематографа, сотни поклонниц которой старались на нее походить, поклонники не упускали возможности королеву свою хоть как-то увидеть, а миллионы просто любили. Звали ее Алла Ларионова, однако были в жизни ее и страницы — отнюдь не радостные, о которых, как и всей знаменитой, но ныне забытой жизни ее — давайте, вспомним.
А родилась она 19 февраля 1931г. в Москве, в обычной семье, но росла утонченно красивой, почему и, заметив это, в 15 лет ее, буквально с улицы, пригласили для съемок в массовке. Что заинтересовало, после школы решила поступать в ГИТИС, где провалилась. Однако остановить Аллу было уже невозможно, и в том же, 1948г., в свои 17, она поступила во ВГИК, где судьба в мастерской С. Герасимова — Т. Макаровой свела ее с, приехавшим из Сталинграда, 18-летним Николаем Рыбниковым. Причем связаны с мастерской были у них и разные проблемы. У Аллы в том, что Герасимову, которому для «Молодой гвардии» нужны были героические лица, она не приглянулась — слишком утончена, и только благодаря уговорам супруги Макаровой Ларионову удалось зачислить. А умевший мастерски имитировать чужие голоса Рыбников в 1951г. попал впросак, когда, спрятавшись в шкафу, голосом Левитана стал зачитывать «правительственное постановление» о снижении цен. Причем, решив пошутить, такое, что на продовольствие они с 1 апреля снижались сразу в 5 раз, на винно-водочные изделия — в 7, а соль и спички будут отпускать бесплатно. Сокурсники «сообщение» встретили громом аплодисментов и криками: «Да здравствует товарищ Сталин!» и «Слава правительству!», но обман раскрылся, Рыбникова отчислили, но вскоре восстановили.
В 1953г. ВГИК они оба закончили, судьбы, хотя друг другу они и приглянулись — из-за разных съемок на какой-то период разошлись, и к Алле стала приходить уже и слава. Режиссер А. Птушко собирался снимать «Садко» (1952), на роль жены Любавы, где нужны были классически красивые черты женского русского лица, предполагал героиню «Первой перчатки» (1946) Надежду Чередниченко (род. в 1927г.), однако, заметив более, молодую, юно благородно чистую, и ролей-типажей за собой еще никаких не несшую студентку Ларионову — предпочел ее. Что Чередниченко вряд ли порадовало, главных ролей ей никто уже больше не предлагал, и звезда ее закатилась, не успев, по-настоящему, вспыхнуть. А вот Аллу, в силу прекраснейшего ее дуэта с Садко — С. Столяровым, ждал оглушительный успех, всю съемочную группу пригласили на кинофестиваль в Венецию, где фильм получил признание. Посыпались предложения от режиссеров, в том числе заграничных, и даже Чарли Чаплина, и потому далее, 1953г. — «Вихри враждебные» (Вера Иволгина) и «Команда с нашей улицы» (пионервожатая Оля). В 1954г. — «Анна на шее» И. Анненского, после чего начался бум Ларионовой, когда толпы людей, часто в непогоду, стояли в очередях перед кинотеатрами, чтобы только ее увидеть в этой картине. Ну а уж после «Судьбы барабанщика» (Валентина), «Заколдованного мальчика» (мать Нильса), и, особенно, «Двенадцатой ночи» (Оливия) в 1955г. — масштабы поклонения стали просто вселенскими, слово «слава» из заголовка только одно из них.
Однако наступил 1956г., который, в самом расцвете, приблизил Ларионову еще и к драме в ее, так успешно складывавшейся жизни. Снялась она в «Главном проспекте» (Вера), «Дороге правды» (Женя), и приступила к съемкам в «Полесской легенде», где судьба свела ее с другой знаменитостью тех лет — Иваном Переверзневым, слава к которому пришла много раньше, после той самой «Первой перчатки», в которой роль его возлюбленной играла та самая Чередниченко. Между ними вспыхнул тогда роман, 14 августа 1946г. они объявили о помолвке, и в браке, в 1949г., родился сын Сергей. Однако терпеть разноплановые импульсивности Ивана Надежда не пожелала, и в 1951г. их семья распалась. А что до Рыбникова, который влюблен был в Аллу, то — из-за загрузок на съемках — формально дружеские отношения они поддерживали, и об увлеченности ею, она знала. Однако на съемках «Полесской легенды», где Ларионова была в роли красавицы-скотницы Оксаны, а Переверзнев — ее возлюбленный, крепостной лесник Роман, история с «Первой перчаткой», фактически, повторилась. И хотя Иван и был старше Аллы на 17 лет: ей — 25, а ему — 42 (род. в 1914г.), но устоять перед его натиском она не смогла (или не захотела), между ними вспыхнул роман с большими для Аллы ожиданиями, и…ее беременностью.
Но только, когда в декабре, планы свои, большими надеждами облагая, она сказала об этом Ивану — сие повергло последнего в шок. И это как же так, если на сохранении уже лежала, и ждала от него ребенка, исполнительница роли сестры Ольги в «Свадьбе с приданым» Кира Канаева (тоже на 13 лет моложе, род в 1927г.)! А тут еще и Алла, оказывается, на 8-ом месяце! И что делать, как от всего спасаться? И тогда, сорвавшись со съемок — а они проходили в Минске, он мчится в Москву, находит Н. Чередниченко, и просит, умоляет — поскольку Алла беременна, и многого потом, после родов, будет от него требовать (времена-то были советские, строгие) — семью их срочно восстановить. Ибо скучает он, оказывается, еще и по Сергею. И Надежда, Аллу не лучшей памятью памятуя, решила взять реванш, и то, о чем умолял Переверзнев, приняла решение незамедлительно сделать. Они зарегистрировались, и Переверзнев со штампом в паспорте через несколько дней вернулся на съемки.
Но Алла, чуя недоброе, в паспорт этот решила взглянуть, печать увидела — и драма, именно «драма» ее свершилась! И что делать теперь уже ей? (Чередниченко, кстати, вытерпеть Переверзнева, который еще и много пил, смогла всего 1,5 года, в 1958г. они расстались окончательно, и Надежда позднее вообще уехала заграницу). Так вот Ларионова, чтобы не навлечь на себя и своего ребенка позор, нашла единственный здравый выход, вспомнила о чувствах Рыбникова, по телефону его нашла, и он, узнав обо всем, срочно примчался в Минск. И 2 января, сразу после Нового, 1957г., Алла с Николаем зарегистрировали свои брачные отношения, причем так, что родившуюся в феврале Алену он везде и всем выдавал как свою дочь, удочерил, и она, до 18-летия своего ничего не зная, звала его «папа». Так начался главный и основной этап жизни Ларионовой — пик, зенит и расцвет с названием «любовь»; их звездная пара казалась всем самой красивой и счастливо радостной в советском кинематографе. Что было во многом действительно так — они даже в кино стали стремиться сниматься вместе. В 1958 г. сразу снялись в «Ведьме» (она — жена дьячка, он — почтальон), и Ларионова еще в «Отцах и детях» (Одинцова). В 1959г. — вместе в «Млечном пути» (она — Лиза, он — учитель Глеб Иванович). В 1960г. — она в «Трижды воскресшем» (Светлана Сергеевна), и в 1961г. — снова вместе в «Двух жизнях» (он — солдат Востриков, она — жена офицера Нащекина, ставшая женой его).
Затем был перерыв, поскольку 19 июня 1961г. родилась их совместная дочь Арина, и в семье начался комплексный уют и дружба уже всех четверых, а в 1964г. кинематографическая жизнь Аллы продолжилась: «Ко мне, Мухтар!» (Колесова) и «Три сестры» (Наталья). В 1965г.- «Третья молодость» (Любовь Леонидовна) и 26 ноября было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР. Н. Рыбникову Заслуженного дали чуть раньше, 14 декабря 1964г., и в 1966г. «заслуженные» снова вместе в «Дядюшкином сне» (она — Наталья Дмитриевна Паскудина, он — Павел Александрович Мозгляков) и «Длинном дне Кольки Павлюкова» (она — продавщица Любава, он — Василий Красильников). И она еще военный корреспондент Варвара Княжич в «Диком меде». Роли, правда, становятся менее значимые: в 1967г. в «Фокуснике» (Елена Ивановна), в 1969г. в «Похищении» (артистка Ларионова). Далее снова вместе: 1969г. — «Старый знакомый» (она — модельер, он — ученый Анохин) и в 1971г. «Седьмое небо», где роли, наверное, последние главные, и любовь их — уже в зрелом возрасте: она — Оксана Георгиевна, он — ее начальник Иван Сергеевич.
В 1971г. вышли также «Молодые», где Ларионова в роли Екатерины Петровны, и далее возраст уже начал брать свое и юная свежесть уходила, популярность сходила, и снимали все реже. И потому о том, как все это время было в семье? А хорошо и отлично! В теплоте и уюте. Ларионова несла спокойствие, Рыбников был эмоционален, и главный «добытчик». Купил уже тогда цветной телевизор, холодильник, стиральную машину, часто ходил на рынок, покупал разное-разное, и очень неплохо, разнообразно готовил. Аллу звал Лапусиком, и та была тоже мастеровита: сделать могла и какой-то технический ремонт, и блестками с бисером чудесно расшивала себе концертные платья! Хорошо выглядеть считала обязанностью профессии, и потому худела, да так, что Рыбников однажды пошутил, что «после диет не может найти ее в постели». Дома все было уютно, красиво и элегантно, с библиотекой, которую постоянно расширяли и дополняли.
Однако теперь о том, что стало подводить к последней фазе — «трагедии». Во-первых, все реже — и то, в эпизодах, снимали. Ларионову только в 1974г. в массовке «Льва Гурыча Синичкина», да в 1975г. вместе в «Семье Ивановых» (она — мать Алексея, Валентина Николаевна, он — сталевар Иван Иванович). А во-вторых, дочери, в силу отсутствия значительного на них времени, росли не очень воспитанными, и, чтобы Алена получила аттестат, Ларионовой пришлось идти, просить педагогов, чтобы дочь не вышла из школы с позорной справкой. Супруги от всего этого негативного стали выпивать — причем иногда и крепко, и, что самое страшное, пристрастилась и младшая Арина. Не желала учиться и работать, связалась с дурной компанией, и вскоре родители начали понимать, что чадо их катится в пропасть.
В 1977г. снялись только в «Есть идея!» (она — императрица Екатерина, он — князь Потемкин), и Ларионова в 1980г. — в «Атлантах и кариатидах» (Дарья Макаровна). Рыбникову 5 марта 1981г. присвоили звание Народного артиста РСФСР, и далее уже, практически, никого не снимали — только в 1988г. вышел их последний, 9-ый «совместный» фильм «Запретная зона» (она — Неклесова, он — Иванцов). И приближались страшные 90-е годы «реформ». 9 февраля 1990г., правда, Алле Дмитриевне присвоили звание Народной артистки РСФСР, но пришло и 22 октября. Утром Рыбников сходил на рынок, кое-что купил, вернулся, выпил рюмку коньяка и прилег отдохнуть… Навсегда. От сердечного приступа скончался, не дожив даже до 60-летия (родился 13 декабря 1930г.), и в браке прожили они 33 года. Похоронен на Троекуровском кладбище, и для Ларионовой начался последний финиш трагедии. И одиночество, и отсутствие съемок, и дочь Арина. Алена хоть работала монтажером на ТВ, вышла замуж и родительский дом покинула (ныне пенсионерка).
Чтобы как-то выжить, сыграла в антрепризном спектакле «Коварство, деньги и любовь», роль выучив за день. В 1991г. снялась в «Пирамиде-1» (жена коррупционера), 1993г. — «Троцкий» (Каридад Меркадер, исп.) и 1995г. — эпизод в «Тихий ангел пролетел..». В 1997г. вспомнили и присвоили звание «Почетный кинематографист России», но Арина создала в доме настоящий ад. Нигде не работала и только искала, с кем выпить. Уйти куда-то Ларионова не могла, ибо, как только выходила за порог, в квартире появлялись собутыльники. А однажды, вернувшись, увидела, что ее четырехкомнатная квартира буквально перевернута. Пропали все ценные вещи, в том числе, украшения актрисы, милиция поняла, что к краже причастна дочь, но Алла Дмитриевна не стала писать заявление — Арину она очень любила.
Но вскоре Ларионову ждал еще один удар — Арина попала в больницу, где врачи определили, что ее печень находится в таком состоянии, что жить молодой женщине осталось недолго. После выписки пыталась ее лечить, но все было напрасно — Арина снова начала пить, алкоголь, казалось, выбрав еще и как средство самоубийства. Опять начали появляться пьяные компании, на нервной почве Ларионова много курила и почти не спала, начались боли в сердце, и постоянно приезжала «скорая». Жизнь с дочкой стала невыносимой, решилась на размен, но в новую свою квартиру Арина сразу же привела гражданского мужа — алкоголика со стажем, и пришел, наступил последний день «трагедии», 25 апреля 2000г. Любимая звезда советского кинематографа Алла Дмитриевна Ларионова от обширного, после всех этих сердечных передряг, инфаркта во сне, не дотянув даже до 70-летия, скончалась. Похоронена рядом с мужем, на Троекуровском кладбище. Арина на похороны не пришла, пила в очередной компании, а через 4 года, 17 июня 2004г., попойка стала для нее последней. Собутыльники даже не заметили, что пьют уже в «компании» не спящей, а трупа. В трагедии была поставлена последняя точка…
Геннадий ТУРЕЦКИЙ