Найти тему
Постмузыка

Главные альбомы Ильи Лагутенко

Оглавление

В день пятидесятилетия лидера группы «Мумий Тролль» «Постмузыка» решила пойти по лёгкому пути и сделать субъективный рейтинг значимых его пластинок — среди них не нашлось места ранним и поздним альбомам, зато есть подзабытый электронный проект.

9. Амба (2007)

В момент выхода «Амба» метила бы в пятёрку — не потому, что альбомов в дискографии было меньше, но по свежести и эффекту новизны: перезагрузка группы гитарным взрывом оказалась очень кстати. Лагутенко здесь впервые оглядывается назад — с одной стороны, на инди-звук начала нулевых, группу Franz Ferdinand и прочую новую поросль; с другой — на собственную жизнь: «Как будто» вырастает в убедительный сеанс покаяния, «Когда ты была» оказывается сиквелом к «Девочке», «Банды» — к «Забавам». С годами этот альбом видится прологом к красивому старению группы и её фронтмена — бедным на откровения, но интересным как артефакт.

Слушать

8. Меамуры (2002)

Альбом обозначил переход Лагутенко с обложки журнала ОМ в раздел рецензий журнала Elle: именно под такую музыку сподручно листать глянец в парикмахерской. Или проводить беззаботное лето: выпуск пластинки в сентябре выглядит абсолютным маркетинговым провалом. Здесь есть однозначно сильные моменты: большая поп-песня «Это по любви», застающая слово «фотолюкс» ещё без пометы «устар.»; репетитивная и грустная «В рейс»; остроумный франкофонный шансон «Стёкла» — но и почти всё остальное (особенно ближе к концу пластинки) можно слушать без всякого напряжения.

Слушать

7. Шамора (1998)

Это сейчас третьим альбомом за год никого не удивишь, а 20 лет назад такое казалось сумасбродством. В тот период у «Мумий Тролля» всё получалось, и грех было не воспользоваться этим подъёмом, чтобы записать песни давно ушедших дней; как выяснилось позже, ход был довольно прозорливый: релиз «Шаморы» состоялся в июне, а уже в августе грянул финансовый кризис. Неоднозначности результата это не отменяет: не без помощи бэк-вокалистки Олеси Ляшенко одни песни вышли лучше, чем на магнитоальбомах эпохи перестройки («Инопланетный гость», «Лунные девицы»), другие же оказываются не слишком приспособлены к новому звуку группы.

Слушать

6. Точно ртуть алоэ (2000)

«Ртуть Алоэ» считается альбомом непонятым, и во многом это связано с внезапной сменой имиджа Лагутенко: признаться, видеть его с волосами длиннее, чем у Дмитрия Маликова, было и вправду неловко, и этот всенародный лукизм пагубно влиял на восприятие. Группа вдруг зазвучала по-европейски гладко и по-американски расчётливо; в 2000-м году всё это просто называлось «опопсели». Не сказать, чтобы к этому не шло: если послушать «Икру», а потом песни с синглов, попавшие на сборник «Редкие земли», переход не кажется таким резким, и репутация Лагутенко как составителя ловких и дерзких текстов перестаёт быть подорванной. Ну, а про песню «Карнавала.нет», предсказавшую текстом своего припева последующие годы политической жизни в стране, даже напоминать не стоит.

Слушать

5. 8 (2008)

Очень хотелось, чтобы «восьмёрка» символически обитала на восьмом месте: груз из двух десятков песен совершенно разного уровня не способствует особому подъёму. Разобравшись, впрочем, понимаешь, что к чему: во-первых, перед нами фактически финальный бенефис группы в самом долгоиграющем её составе, а музыку к части треков написал гитарист Юрий Цалер, спустя альбом оказавшийся в свободном плавании. Слово «разноплановый» вообще-то тянет на ругательство, но про здешние песни иначе не скажешь: тут и возвращение блудного саксофона в «Эй, товарищ», и хулиганский шансон (не путать с блатной песней) в «Музыканте», и поочерёдное воскрешение «Точно ртуть алоэ» с «Меамурами» в «Проспали» и «Фантастике». Но самая монолитная и, возможно, лучшая вещь с пластинки называется «Молодость»: в какой-то мере она предвосхищает следующий по списку альбом.

Слушать

4. Дерзости (КЕТА, 2012)

В поисках аналогов многие кивнут на King of Limbs — тоже электронный эксперимент, неоднозначное отступление — но по качеству и содержанию очевиднее было бы сравнить альбом с вышедшим годом позже Perils from the Sea: там Марк Козелек выступил в роли сентиментального рассказчика личных историй, а его знакомый музыкант этот спич ненавязчивым образом озвучил. Здесь происходит примерно то же самое, разве что Андрей Антонец вмешивается в процесс активнее Джимми ЛаВалля, да и Лагутенко в своих текстах не столь прямолинеен.

Слушать

3. Слияние и поглощение (2005)

2005-й год был богат на крепко сколоченные пластинки заматеревших трендсеттеров тех лет: Шнуров мощно выступил с «Хлебом», Земфира записала «Вендетту», а у Лагутенко получилось что-то вроде социального высказывания (пусть даже главную отсылку с обложки в итоге выкинули) — под нарочито примитивный аккомпанемент. До «Слияния» считалось, что Илья Игоревич прочно инкорпорировался в тогдашнюю эпоху гламура — из альбома выяснилось, что он всё-таки умеет над ней иронизировать. В ход идёт всё на свете: продакт-плейсмент (от «Фастум-геля» до блинчиков «Морозко»), юношеская приниженная поэзия и десант из каламбуров, рождённых, видимо, по следам успеха песни «Медведица».

Слушать

2. Икра (1997)

Есть мнение (озвученное самим Лагутенко), что «Икра» вышла не вовремя: выжди группа немного, все бы поняли и оценили. Но, как мы уже говорили, продление этого ожидания могло выпасть на финансовый кризис; вдобавок, этот альбом легче слушался в год выхода песни «Нежный вампир», чем в год релиза This Is Hardcore. «Поцелую тебя в сердце, это денег мне не стоит», — ещё самое милое, чего следует здесь ожидать; то, что страна не поспела за повышающимся уровнем лагутенковского тестостерона (бурлящего даже в песне про усталость, как аттестовал «Дельфинов» сам автор) — исключительно её проблема.

Слушать

1. Морская (1997)

Если «Икру» ещё можно уличить в эксплуатации бритпоп-наследия, с «Морской» получается хуже — точнее, не выходит вообще. Фирменный звук «как у них» здесь на месте, но при этом балом правит чисто русская меметичность: чёрная пародия на группу «Браво» с уходом в 10:15 Saturday Night на «Розе Люксембург»; фраза «где рельсы вылетали из кармана страны», исполненная с закосом не то под Шевчука, не то под джигита; совершенно обыденно спетая песня о маньяке и сюрреализм во все поля. А ещё здесь есть лучшая альбомная кода не только у Лагутенко, но и, возможно, в русской музыке вообще — запрятанная между песней «Скорость» и бонус-треками.

Слушать