Найти в Дзене
НАУКА СРЕДИ НАС

УБЕДИТЕСЬ В СВОЕЙ УНИКАЛЬНОСТИ

Согласитесь, что каждый человек считает себя непохожим на других. Мысль о том, что мы все одинаковые губительна для наших эндорфинов и самомнения. И это абсолютно естественно, ведь назвать всех представителей хомосапиенс, живущих на планете Земля, одинаковыми, это кощунство и невежественность. Но чем же мы так уникальны? Тем, что любим мидии или тем, что носим кроссовки с вечерним платьем? Предлагаю разобраться в этом вопросе подробнее. И самое первое, что необходимо сделать, это принять тот факт, что наши с вами отличия никак не связаны ни с генами, ни с нейронами. Удивительно, но если мы сравним человеческие гены и гены мушки-дрозофилы, то получим почти 80% сходство. Но ведь вы не откладываете личинок, да? Мы стали людьми не потому что у нас другой тип клеток мозга, ибо мы состоим из тех же «кирпичиков» что и дрозофила. И если мы хотим осознать свое место в мире и понять собственную уникальность, то прежде всего необходимо принять несколько фактов, которые я буду подробно разбират
Вам больше не нужно задаваться философским вопросом "Тварь я дрожащая или право имею?". В данной статье вы найдете ответы, которые помогут вам убедиться в собственной важности и уникальности, как прекрасного представителя вида homo sapiens!
Вам больше не нужно задаваться философским вопросом "Тварь я дрожащая или право имею?". В данной статье вы найдете ответы, которые помогут вам убедиться в собственной важности и уникальности, как прекрасного представителя вида homo sapiens!

Согласитесь, что каждый человек считает себя непохожим на других. Мысль о том, что мы все одинаковые губительна для наших эндорфинов и самомнения. И это абсолютно естественно, ведь назвать всех представителей хомосапиенс, живущих на планете Земля, одинаковыми, это кощунство и невежественность. Но чем же мы так уникальны? Тем, что любим мидии или тем, что носим кроссовки с вечерним платьем? Предлагаю разобраться в этом вопросе подробнее.

И самое первое, что необходимо сделать, это принять тот факт, что наши с вами отличия никак не связаны ни с генами, ни с нейронами. Удивительно, но если мы сравним человеческие гены и гены мушки-дрозофилы, то получим почти 80% сходство. Но ведь вы не откладываете личинок, да?

Мы стали людьми не потому что у нас другой тип клеток мозга, ибо мы состоим из тех же «кирпичиков» что и дрозофила. И если мы хотим осознать свое место в мире и понять собственную уникальность, то прежде всего необходимо принять несколько фактов, которые я буду подробно разбирать в данной сатье.

Представьте, что вы самка хомяка и каждые 4 дня у вас наступает овуляция. Живете вы спокойно в своей клетке и тут к вам какой-нибудь псих-ученый подсаживает другую самку хомяка. Ваша овуляция прекращается на срок около 3-х недель, а затем полностью синхронизируется с циклом новой соседки. Подобный процесс является природной константой и точно так же наблюдается у коров, свиней, кошек и собак. Более того, если вы занимаетесь фермерским хозяйством и вам необходимо обзавестись новыми поросятами, вы можете пойти в магазин и купить специальный спрей, который синхронизирует овуляцию у всех самок вокруг.

А теперь самое интересное: человеческая овуляция имеет точно такое же свойство синхронизации, что было названо эффектом Уэлса. Все это происходит благодаря обонянию, которое, улавливая феромоны исходящие от каждой особи, посылает в наш мозг определенные сигналы. Причем у этой синхронизации есть своя определенная система, в которой овуляция менее социально-активных девушек будет выстроена в соответствии с циклом наиболее социально-активной девушки-лидера.

Из этого следует, что человек является совершенно стандартным млекопитающим. Мы состоим из той же «начинки» что и остальные, но наше отличие состоит в том, как именно мы используем свои врожденные «неособенности» по сравнению с другими видами.

Позвольте привести другой пример. Представим двух людей, которые участвуют в каком-нибудь человеческом ритуале, например, молча сидят за столом. Они не смотрят друг другу в глаза и не общаются, но время от времени каждый из них передвигает какую-нибудь деревяшку, лежащую на столе. И если это особенная деревяшка, а именно шахматная фигура, а эти двое – гроссмейстеры на соревновании, то они затрачивают на такое движение около 7 тысяч калорий в день. И просто думая, они переживают сильнейший физиологический стресс, который по затратам энергии может сравниться с бабуином, который только что вспорол брюхо заклятому врагу. Все это достигается лишь силой мысли, напряжением памяти и эмоциями. Получается, что мы берем старую добрую физиологию и пользуемся ей совершенно удивительным образом.

Раньше, когда наука была не так развита, люди задавались вопросом из серии «Что же делает нас людьми?», а теперь, узнав много нового и сравнив человека с сотней других видов, нам важно ответить на вопрос «А что же делает нас уникальными?».

Для начала скажу, что если кто-то в наших особых отличиях указывает прежде всего агрессию, то этот человек не прав. Благодаря постоянным наблюдениям было выяснено, что многие виды не менее агрессивны, чем человек, не менее кровожадны, убивают ради удовольствия, умеют тщательно планировать нападение и тоже убивают своих детей по разным причинам. Они точно так же стремятся превзойти в чем-либо своих собратьев, гонятся за всеобщим одобрением и уважением и так же, как и мы, способны убить ради любой своей нужды.

А теперь рассмотрим пример агрессии, не имеющий аналогов в животном мире. Каждый день люди особой профессии рано встают на работу, целуют на прощание свою супругу или супруга, обнимают детей и едут по пробкам в свой офис. Они заходят в темную комнату и весь день жмут на кнопочки на панели передач, которые активируют запуск ракет и сбрасывают их на другом конце земного шара, например, в Ираке. Потом рабочий день заканчивается и они спешат на представление своей младшей дочки в балетной школе. Целуют ее, поздравляют, а завтра утром снова едут убивать тысячи людей из своего офиса. Неудивительно, что только среди человеческого рода существует невообразимое количество заболеваний, связанных с психикой.

У приматов, как и у людей есть эффект, названный моделью психического. Суть этой модели состоит в том, что мы в возрасте от 3 лет начинаем осознавать, что другие люди мыслят иначе и могут обладать другой информацией. И это лишний раз доказывает наше сходство с обезьянами, но давайте упомянем и различия. У человека и только у него существует эффект, названный вторичной моделью психического. Это означает, что мы способны понять, что у этого человека есть информация, которой нет у другого человека и что этот человек думает, что другой делает одно, но самом деле он делает совсем другое. Подобное осознание не присуще ни одному другому виду животных.

Следующим пунктом наших отличий и сходств будет являться наличие сочувствия. Данная реакция характерна не только для представителей нашего вида и в качестве подтверждения своих слов, приведу очередной пример. Представьте, что вы видите, как рядовой шимпанзе ходит вокруг доминантного самца и всячески его задирает, после чего задира тут же получает взбучку. А теперь рассмотрим противоположный случай, при котором вожак в дурном настроении ни за что побьет обычного члена стаи. К кому сочувствия будет больше? Думаю, ответ очевиден.

Из этого следует, что шимпанзе так же, как и мы, имеют представление о мотивации своих сородичей, они обращают внимание не только на результат (в данном случае – избиение сородича), но и на то, по каким причинам произошла подобная ситуация. Они умеют определять, кто в данном случае жертва и проявляют сочувствие, желая утешить несправедливо обиженную обезьяну. У нас с вами наблюдается точно такое же поведение с одним лишь отличием: у нас очень сильно разнятся формы этого сочувствия и + мы способны сопереживать другим видам так же, как и своим. Более того, если вы посмотрите на картину, где нарисована лошадь, которую избивают плетьми, вы тоже начнете испытывать к ней сочувствие. К нарисованной лошади! И еще, смотря на абстрактно нарисованное сказочное ни на что не похожее существо, которое стало жертвой войны или сильнейшего пожара, мы тоже проникнемся его болью, наполнимся сопереживанием и понимаем. Только человек способен переносить эти чувства в такую сферу, о которой другие виды и понятия не имеют. Подобному явлению больше нет аналогов в живой природе, это наша очередная уникальность.

Следующим пунктом, по которому мы будем сравнивать человека с другими видами, станет наша любовь к «награде». И наличие этой любви обусловлено выделением такого знакомого всем нам вещества, как дофамин. Вспомним знаменитые эксперименты с различными животными, в ходе которых выяснялось, что уровень дофамина имеет свойство повышаться не только при непосредственном получении награды, но и при любом действии или звуке сопутствующим этому. Помимо прочего, дофамин выделяется и лишь от того, что подопытная обезьяна или человек знает, как получить эту награду, то есть испытывает удовольствие исключительно от того, что решил нужную загадку, выполнил правильное действие или просто имеет четкие представления о контроле процесса проведения задания.

Ключевым моментом в подобных экспериментах является удивительная связь уровня дофамина в нашем мозгу с абсолютным незнанием будущего результата. Речь идет об азарте. Очень часто люди, играющие в покер или рулетку осознают, что их шанс выигрыша 25% к 75% и в момент принятия решения в пользу риска происходит сильнейший всплеск гормона удовольствия, который мало с чем сравним по ощущениям. Получается, дофамин связан с чувством предвкушения награды, а чувство неуверенности еще сильнее подстегивает рост его уровня в крови. В этом мы похожи на приматов.

Человек в свою очередь отличается от шимпанзе временем между выполнением задания и получением награды. Как долго мы готовы ждать награды, продолжая работать на дофамине? Вспомните, когда вам последний раз обещали дать премию, которую в итоге задержали на полгода? Как вы себя ощущали?

Человек единственное существо, обладающие невероятной способностью сколько угодно ожидать того, что он считает для себя наградой. Только вдумайтесь. Мы, согласно некоторым религиозным учениям, включая христианство, способны ждать этой высшей награды даже после смерти (попадание в рай за праведный образ жизни). Мы готовы терпеть самую невыносимую боль ради этой далекой и мало чем обоснованной награды райской жизни для нашей души.

А теперь предлагаю перейти к заключительному элементу наших сравнений представителей хомосапиенс с братьями меньшими. Поговорим о культуре. Понятие «культура» можно определить, как негенетическое наследование существующих моделей поведения. И человек не единственный культурный вид. Шимпанзе прекрасно передают друг другу навыки по изготовлению орудий, например. Существует как минимум 27 культурных поведенческих различий, передающихся у шимпанзе в разных кругах и средах их обитания. Культура человека в свою очередь отличается невероятной сложностью и разнообразием, и тем на что мы способны в этой сфере жизни. Полагаю, конкретно это заявление не требует примеров, поскольку оно весьма очевидно.

Если до этого мы рассматривали физиологические отличия человека от остальных видов, то сейчас мне бы хотелось озвучить пример наиболее характерного сугубо человеческого свойства сознания. Звучит оно так: «Уверенность в том, что нечто невозможно, заставляет нас изо всех сил стремиться сделать это самое нечто.»

Предлагаю проиллюстрировать эту мысль теософским рассуждением о том, что это противоречие не укладывается у человека в голове и в то же время оно превращает такой ход мысли в моральный императив, жизненно важный для человека. Рассмотрим историю одной женщины-монахини, которая служила в отделении для смертников тюрьмы строго режима в Луизиане, а, значит, на протяжении всей своей жизни она имела дело с самыми ужасными, жестокими и несчастными людьми на свете. Ее постоянно спрашивали, как она выносит все это, как может находиться с ними рядом и тем более помогать отпускать грехи. На что женщина всегда отвечала: «Чем более непростительный поступок они совершили, тем больше они заслуживают прощения. Чем человек отвратительнее, тем сильнее надо стараться полюбить его.»

Подобное мышление поразительно и уникально. Это самое удивительное на что только способен человек, как вид. И все те сферы жизни, которые были рассмотрены нами выше, они делают нас не просто уникальными, а самыми потрясающими и наиуникальниейшими существами на Земле, просто потому что мы, используя их наравне с другими видами, способны зайти чертовски далеко.

Твоя ценность состоит не в том, что тебе дала природа, а в том, как именно ты распорядишься этим.