Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь….
А.С. Пушкин
Глупый вопрос, не правда ли? Конечно ребенок ходит в школу, чтобы учиться. Каждый родитель твердо знает ГЛАВНОЕ – ребёнка в школе должны НАУЧИТЬ! Всё, что написано в учебниках, должно в конечном итоге оказаться в голове ребёнка. И учитель – это тот проводник, который эти самые знания, в голове ребёнка ровными рядами по полочкам разложит. Схема идеальная, а как любой идеал трудно достижимая.
Медалист, краснодипломник, газпромовец
Так же многие родители хотели бы, чтобы ребёнок учился на «пятёрки» и «четвёрки», самый идеальный вариант – ребёнок – «отличник», потом он же – «золотой медалист», потом он же – «краснодипломник», потом он же – «газпромовец», потом….потом…потом… Мечты разбиваются о реальность. Любимый сын приходит домой, родитель берёт дневник, а там вместо вожделенной «пятерочки» стоит «двойка». Мир рушится! Начинаются поиски виноватых. Родитель спрашивает, почему «два»? Ребёнок говорит, что всё учил, просто учительница именно его не любит и поэтому придирается.
Давайте попытаемся разобраться в чём дело и найти того самого виноватого. Кто нам за всё ответит!
Существуют разные виды деятельности: труд, игра, учёба, общение, учение.
Все виды деятельности имеют одинаковую структуру:
- Мотив
- Цель
- Средства
- Действия
- Результат
Учёба – один из видов человеческой деятельности, и соответственно для неё характерны эти пять структурных элементов.
Наш гипотетический ученик хочет получать по предмету пятерки. «Пятёрка» в данном случае – это цель учебной деятельности. А получает «два» - это результат учебной деятельности. Почему же так происходит?
Возможно проблемы с мотивом
Под мотивом мы понимаем внутреннюю потребность получать знания, например. Пятёрку-то мы хотим, а узнавать новое не очень хотим. Вот и будем сидеть на уроке и слушать в пол-уха.
Возможно проблемы со средствами
Цель – получить «пять», мотив железный. Очень хочется поступить в престижный ВУЗ, но на уроках забыл учебник, не принес тетрадь, на факультатив не записался, отложил на потом. И вот наша заветная «пятёрочка» опять растворяется в мечтах.
Возможно проблемы с действиями
Цель, мотив, средства – всё в порядке. Но не делает наш ученик домашнее задание по математике! На уроке так всё понятно объяснили. Раз не сделал, два не сделал, три не сделал, а значит упустил возможность закрепить материал. Или нет! Наш ученик - молодец! Он сделал домашнее задание, но задали выучить стихотворение, а он сочинение написал. Но ведь сделал! Но не то, что требовалось.
Все эти примеры наглядно показывают, что злостная учительница – МАРЬВАННА, которая не любит нашего бедного ученика, никак не вписывается в структуру ученической деятельности.
Как сказал П. Буаст: «Образование — клад, труд — ключ к нему».
Так что без труда, как известно, не выловить рыбку из пруда. Наша заветная «пятёрочка» ждёт своих трудолюбивых учеников!