Известия о нападении Германии на Польшу настигли подводный крейсер «Сюркуф» посреди Атлантики. Командование намеревалось оставить субмарину на Карибах, однако техническое состояние лодки не позволяло использовать её в боевых операциях. Восстановление подводного крейсера на необорудованных якорных стоянках не представлялось возможным, поэтому было принято решение о возвращении в Брест. До базы «Сюркуф» еле дошёл, для подстраховки пришлось даже выслать навстречу буксир.
К началу лета 1940 года стало понятно, что войну на суше Франция проиграла. 18 июня Военно-морские силы получили последний приказ командования – выйти в море и, по собственному усмотрению, идти на ближайшие базы в Британию или Западную Африку. Так и не окончив ремонта, экипажу «Сюркуфа», на одном двигателе, с заклиненным рулём пришлось уходить в Портсмут. Немцы, используя захваченные коды, передали на крейсер приказ о возвращении на базу, но к этому времени его нельзя было исполнить чисто технически.
Опасаясь захвата французского флота немцами, в июле 1940 года англичане постарались потопить корабли на базах в Западной Африке и захватить те из них, что стояли на английских рейдах. Примечательно, что экипаж «Сюркуфа» оказался единственным, кто решился оказать вооружённое сопротивление. В ходе захвата подводного крейсера погибли два английских офицера, матрос и французский мичман. Команда была разоружена, арестована и помещена в лагерь для интернированных. Большинство подводников так и не признали правительство генерала Де Голля в изгнании и отказались продолжить службу в рядах «Свободной Франции».
В конце лета 1940 года Де Голлю удалось договориться с британскими представителями о вводе в строй подводного крейсера «Сюркуф», выразив готовность укомплектовать его французским экипажем. Для правительства в изгнании возвращение в строй судна такого класса было вопросом престижа и пропаганды, поэтому и работам по его восстановлению был присвоен высший приоритет.
Сами англичане вполне справедливо считали подводный крейсер обузой. Действительно, требующегося для него личного состава хватило бы на укомплектование экипажей трёх средних подводных лодок. Кроме того, они имели довольно смутные представления о его дальнейшем применении и больше склонялись к переоборудованию подлодки в подводный транспорт.
К концу 1940 года, подводный крейсер был отремонтирован. Команду пришлось заново набирать из французских моряков находившихся в Англии, большая часть из которых не имела никакого отношения к подводному флоту.
Во время прохождения курса боевой подготовки, экипаж едва не утопил субмарину. В ходе погружения по ошибке была заполнена одна из дифферентных цистерн и лодка с креном стремительно провалилась на глубину. Погружение удалось остановить лишь на 75 метровой отметке.
Шестинедельного курса боевой подготовки было явно недостаточно для освоения столь сложной техники, однако в феврале 1941 года корабль признали готовым к участию в боевых действиях.
Первый же поход едва не закончился катастрофой. При переходе в канадский порт Галифакс на лодке вспыхнул пожар, который с трудом удалось потушить силами команды. После очередного ремонта «Сюркуф» принял участие в проводке трансатлантических конвоев и крейсерских операциях по поиску плавбаз немецких субмарин.
Длительное пребывание в море выявило недостаточную квалификацию личного состава, что особенно ощущалось на таком уникальном корабле.
«На «Сюркуфе» всё было нестандартным, - вспоминал офицер связи Бойер, - каждую гайку, каждый болт требовалось вытачивать особо. Как боевой корабль он никуда не годился, гигантское подводное чудовище.»
В свою очередь прикомандированные к подлодке английские офицеры начали отмечать признаки разложения личного состава: низкий моральный дух, падение дисциплины, открытую поддержку режима Виши значительной частью команды. Несмотря на поступающие с лодки сигналы, флотское командование предпочитало не замечать нарастающих проблем.
В августе 1941 года подводная лодка прибыла для прохождения трёхмесячного технического обслуживания в американский Портсмут. В ходе ноябрьских учений, только что отремонтированный подводный крейсер столкнулся с американской субмариной. В результате удара в балластных цистернах возникли течи, которые так и не были полностью устранены.
Тем временем английские офицеры продолжали информировать командование о состоянии дел на крейсере. В донесениях отмечалась полная некомпетентность командного состава, практически открытая вражда между младшими офицерами и рядовыми матросами, отсутствие заинтересованности экипажа в продолжении боевых действий.
Английский адмирал Кеннеди-Первис побывавший на «Сюркуфе» сообщал в Адмиралтейство:
«Британский офицер связи… передал мне копии своих рапортов…После разговора с ним и посещения «Сюркуфа» я убеждён, что он не преувеличивает исключительно неблагоприятное положение дел. Дисциплина неудовлетворительна, офицеры почти утратили контроль. В настоящее время «Сюркуф» не имеет никакой оперативной ценности и даже наоборот, представляет некоторую угрозу…. с моей точки зрения его следовало бы направить в Англию и разоружить.»
Пока английское командование ломало голову, что делать с такой проблемной боевой единицей, «Сюркуф» в составе небольшого отряда французских кораблей принял участие в пропагандистской акции по присоединению к «Свободной Франции» островов Сен-Пьер и Микелон, расположенных вблизи побережья Ньюфаундленда. Операция была проведена без единого выстрела, однако сами французы предпочитали об этом не вспоминать.
Наконец англичане нашли идеальное место для такого боевого корабля. «Сюркуф» был откомандирован на Тихий океан, для демонстрации флага и защиты французских заморских территорий. Покинув Бермуды подводный крейсер «Сюркуф» взял курс на Панамский канал. На лодке исправно работал лишь один дизель, субмарина шла в надводном положении, не рискуя погружаться. Месяцем ранее «Сюркуф» попал в жестокий шторм и получил серьёзные повреждения, часть которых была устранена в ходе наспех проведённого ремонта.
К месту назначения «Сюркуф» так и не прибыл. Согласно официальной версии 18 февраля 1942 года недалеко от побережья Панамы подводный крейсер случайно столкнулся с военным транспортом «Томпсон Лайкс» и затонул. По другой версии, «Сюркуф» был потоплен «дружественным огнём» американской авиации, атаковавшей 19 февраля в том же районе неизвестную подводную лодку. До настоящего времени точное место гибели крейсера не установлено.
Идея применения такого подводного крейсера как «Сюркуф», предлагала совместить в себе такие достоинства субмарины как скрытность и внезапность и качества крейсера – скорость и мощь вооружения. Как показала практика, «Сюркуф», ни в малейшей степени не удовлетворял предъявлявшимся требованиям. Создание подводной лодки было медленным, испытания – мучительными, а постоянно преследовавшие её технические проблемы привели к тому, что она три четверти своей службы провела в ремонте, причём артиллерия и самолёт, ради которых она создавалась, так никогда и не были применены в боевых условиях.
В продолжение темы, хочу предложить Вам ещё статьи о подводном флоте:
АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 1) СЛУЖБА В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
ПОДВОДНЫЕ МОНСТРЫ АДМИРАЛА ФИШЕРА. СУБМАРИНЫ ТИПА М
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.